Spinnaker Boettger Automatic Limited Edition и знаменитый побег
Крутнув правой рукой, Клейншмидт поднимает ее так, что я могу разглядеть циферблат его часов. Только тогда я вспоминаю, что у меня снова есть собственные часы. Преследуют кого-то! Но наверху должен быть дневной свет. 11.30 — это ведь до полудня. Я не могу больше полагаться на свое чувство времени. Я ничего не понимаю. Ведь, конечно же, никто не рискнет прорываться днем?
Лотар-Гюнтер Буххайм «Das Boot»
Пожалуй, одним из столпов удерживающих современную часовую индустрию на плаву это мифы. Красивая история или легенда стоящая за какой либо конкретной моделью, несомненно делает её привлекательнее. Здесь явно в большом выигрыше маститые известные бренды с долгой и богатой историей, чьи часы видели множество событий и побывали на запястье известных личностей. Переиздание столь знаковых моделей зачастую преподносится как важное событие, и является отличным способом пиара торговой марки и поднятия продаж. Начинающие микробренды не могут похвастаться богатой историей, поэтому популярным методом у этих производителей является выпуск хомажей культовых моделей, либо так называемые «часы как дань уважения» к какому ни будь событию или персоне. Компания Spinnaker уже давно выбрала для себя стезю популяризатора истории покорения морских глубин. Множество моделей марки названы в честь различных исторических личностей, которые тем или иным образом причастны к данной тематике. И недавно такой чести удостоился Бернд Бёттгер (Bernd Boettger) инженер, любитель музыки и водных видов спорта.
В 1961 году Берлин разделила стена, а граница между ГДР и ФРГ была закрыта и поставлена под жёсткий контроль. Это произошло под влиянием множества факторов, среди прочего это была внешнеполитическая напряжённость и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине, что побуждало граждан ГДР бежать на Запад. Всего за 1961 страну покинули более 207 тысяч человек, это были преимущественно молодые и квалифицированные специалисты. Среди желавших покинуть Германскую Демократическую Республику был и 28-летний инженер Бернд Бёттгер. Но к середине 60-х когда он решился осуществить свою мечту, пересечь сухопутную границу было уже почти невозможно, и увлекавшийся подводным плаванием Бёттгер решил «пойти» другим путём. Он понимал, что для пересечения водной границы государства понадобится скрытность, а преодолеть значительное расстояние собственными усилиями физически почти невозможно. Поэтому Бёттгер спроектировал и создал некое устройство – подводный буксировщик.
Использовав двухтактный мотоциклетный двигатель, Бёттгер прикрепил к нему гребной винт и загерметизировав устройство стекловолокном с использованием полиэфирной смолы. Затем он добавил стекловолоконный бензобак и ручки, намереваясь использовать аппарат как самодельную микро-торпеду, чтобы пресечь Балтийское море. Необходимый для работы двигателя воздух поступал через шноркель, поплавок наполнялся выхлопными газами, данное решение избавляло от необходимости предварительной закачки воздуха, а также созданное внутри давление минимизировало возможность протечек. Аппарат получился довольно компактным (около 10 кг) и надёжным, несмотря на то, что был сделан в предельно сжатые сроки, буквально «на коленке». Фактически Бернд Бёттгер является изобретателем акваскутера.
Его первая попытка побега окончилась провалом. Осенью 1967 года, Бернд был задержан Штази (Ministerium für Staatssicherheit) на пляже в Висмаре. Так как на допросах он утверждал, что лишь собирался испытать свое изобретение, а не бежать, то был приговорен лишь к трём месяцам тюремного заключения. Отбыв свой срок, Бёттгер ещё больше утвердился во мнении что «пора валить», и примерно за полгода собрал новую, слегка усовершенствованную версию аппарата.
Вторая попытка побега состоялась 8 сентября 1968 года. Надев самодельный 12-фунтовый утяжелительный пояс, и погрузившись в воды Балтийского моря у побережья Граль-Мюрица, Бернд поначалу намеревался достичь Швеции. Однако течения и рыскающие патрульные корабли, вынуждавшие то и дело совершать манёвры уклонения, чтобы избежать обнаружения, несколько изменили направление движения беглеца. Через пять часов со скоростью около двух узлов, Бернд Бёттгер достиг датского порта Гедсер, преодолев в общей сложности 15,5 морских миль. Его поднял на борт экипаж плавучего маяка, пришвартованного снаружи порта. Позже, это судно за период Холодной войны спасло как минимум 50 беглецов из ГДР. Нынче Lightvessel Gedser Rev служит в качестве музея.
Когда об истории Бёттгера сообщили европейские новостные источники, руководство американской корпорации Rockwell International весьма заинтересовалось изобретением. Западногерманский филиал Rockwell предложил Бёттгеру возможность разработать коммерческую версию своего акваскутера. Он запатентовал новый дизайн, придерживаясь идеи о бензиновом буксировщике с трубкой. Это имело определенные преимущества в виду несовершенства электрических технологий того периода, особенно с точки зрения стоимости и запаса хода, но были несомненные ограничения глубины погружения из-за наличия шноркеля.
В 1974 году жизнь Бернда Бёттгера трагически оборвалась из-за аварии с аквалангом в водах Испании, когда он испытывал свой последний прототип. Сторонники теорий заговора, любители головных уборов из фольги, усмотрели здесь дотянувшуюся длинную руку штази. Впрочем, полностью исключать такую возможность нельзя. Американские «Морские котики» тестировали один из прототипов акваскутера, но он их не удовлетворил. В то же время подразделение боевых пловцов Восточной Германии, KSK-18 (Kampfschwimmerkommando-18), вело разработку своего собственного компактного подводного аппарата (DPV), которое имело совершенно определённое сходство со скутером Бёттгера, правда, использовался электрический двигатель.
В том же 1974 году Rockwell International остановили производство скутера, и через четыре года, в 1978 году все связанные с изобретением Бёттгера патенты были проданы Джеймсу Тейлору, который основал Aquascooter Inc и перенес производство в Соединенные Штаты.
Нетривиальная история и личность Бернда Бёттгера показалась компании Spinnaker достаточно интересной, чтобы посвятить ему ограниченное издание Boettger Automatic Limited Edition, на которое недавно был открыт предзаказ.
Обладая определённым налётом ретро, а также элементами немецкой дизайнерской «инструментальной» школы, в целом часы выглядят достаточно самобытно, обладают рядом оригинальных особенностей и представляются достаточно интересной моделью.
Часы Spinnaker Boettger Automatic Limited Edition представлены в трёх вариантах исполнения отличающихся оформлением (цветом) циферблата и стрелок.
Отчасти часы можно считать компиляцией внешнего вида таких моделей как Heuer 980.004, Sinn 809 Aut и Tudor Black Bay P01, но множество индивидуальных особенностей делают их вполне самостоятельным «игроком».
Диаметр стального корпуса составляет 42 мм, толщина 13 мм, вес — 220 грамм, включая браслет. Дужек фактически нет, если не считать таковой единственный широкий выступ, к которому и крепится браслет. Данное решение делает модель компактнее, но не понравится тем, кто любит сменные ремешки. Завинчивающаяся головка размещена в положении на «4» часа, и окружена небольшими защитными выступами.
Сравнительно невысокий однонаправленный безель имеет ряд небольших углублений чередующихся с поверхностями с косой насечкой. На нём нанесена минутная разметка черного цвета. Обработка корпуса комбинированная: сатин и полированные грани. По отзывам счастливчиков опробовавших прототип часов, она сделана более качественно чем на серийных моделях бренда. Стекло сапфировое с антибликовым покрытием, водозащита – 300 метров.
Наиболее яркой особенностью часов является циферблат, а именно так называемые «плавающие часовые индексы», которые как будто висят в воздухе. Подобный визуальный эффект реализован при помощи особой конструкции внутреннего ранта, состоящего из двух частей.
В наружное кольцо с минутной разметкой вставлено другое, на котором часовые метки размещены на небольших ножках. Такое решение не является новинкой, но встречается довольно редко. У упомянутых выше Sinn 809 индексы были нанесены непосредственно на стекло.
Если не обращать внимание на экзотический способ крепления меток, то станет ясно, что выполнены они по классической submariner-style схеме: треугольник на «12», прямоугольные маркеры «3», «6», «9» и круглые остальные. Форма стрелок частично позаимствована у Sinn 809, но часовая получила круглый «леденец» наконечник. В положении на «3» часа расположена апертура даты. Стрелки и метки покрыты люминесцирующим составом Super-LumiNova.
Задняя крышка, крепящаяся винтами, своей формой полностью повторяет обводы корпуса. Её выпуклая и круглая центральная часть имеет тематическую гравировку в виде схематического чертежа акваскутера Бернда Бёттгера. Часы оснащены японским автоматическим калибром Miyota 9015, с балансовой частотой 28,800 пк\ч, и запасом хода 42 часа.
Часы поставляются в ударопрочном пластиковом боксе с набором буклетов и инструкцией. Spinnaker Boettger Automatic Limited Edition выпущены ограниченным тиражом в количестве 300 экземпляров, цена модели составляет 650 долларов.
В заключение хочется добавить, что немного жаль, что Spinnaker специализируются в основном на дайверских часах, ибо история попыток побега из ГДР богата на интересные моменты и весьма насыщена. Так что, вполне можно выпустить и автоспортивный хронограф, военно-полевые часы, и даже пилот 🙂
https://www.spinnaker-watches.com/
Константин М.
Обзор отличный, спасибо. Часы интересные. Не прямо, чтобы «ах, хочу купить», но часы со своим стилем. Спиннакер вообще молодцы.
История? Мда. Ну, история своеобразная. Не самая лучшая для выпуска лимитированной версии.
Хорошо что у нас Ракета, Восток или Луч не выпускают «лимитки» посвященные таким «событиям» :).
А что не так с историей? История о свободе, что может быть лучше?
>> История? Мда. Ну, история своеобразная.
Отличная история, отлично показывающая, что люди не хотят жить в помойном совке. Идут на смертельный риск, проявляют чудеса изобретательности, чтобы из помойного совка вырваться.
>> Хорошо что у нас Ракета, Восток или Луч не выпускают «лимитки» посвященные таким «событиям» :).
А зря, есть история Станислава Курилова, который три дня плыл в океане без ничего, только чтобы не жить в большевисткой помойке. В каком-то из репортажей было, что у него были с собой часы со светящимеся стрелками, у которых на второй день кончился завод.
Выпустить бы лимитку «Станислав Курилов», чтобы отметить память этого умного, решительного и отчаянно смелого человека.
Отличная идея. Нужна ещё лимитка пилотов посвящённая витьке беленко. А костюмники на подвиг глиномеса-нуриева можно и в серию запускать — уж очень модный тренд.
Если по существу, то «плавающие часовые индексы» это скорее минус чем плюс. Стрелки, ныряющие под индексы, будут умилять первые пару дней, а всё остальное время раздражать. Добавим к этому завышенную цену, незамысловатый дизайн «сами знаете чего» и получаем так-себе изделие под соусом сомнительной истории.
«Люблю банальщину» пишется короче.
Можно лимитку про Гагарина, который всю жизнь тренировался чтобы 1 час 48 минут побыть вне СССР.
Юру не тронь, гад
А что СССР по-прежнему требуется славить?
Спасибо Константин, как всегда очень интересная статья не только о часах, но и о часовой истории или истории в целом