Хаки коллекция Breitling Aviator 8 Curtiss Warhawk
Исторически имя компании Breitling плотно связано с авиацией. Недавно эта часовая марка впустила интересное трио моделей, выполненных одновременно в пилотском и милитари стиле, посвященных известному американскому истребителю времен Второй мировой войны — Curtiss P-40 Warhawk.
Curtiss (Кёртисс) P-40 был разработан корпорацией Curtiss-Wright, основой конструкции послужил истребитель Hawk 75 (P-36), выпускавшийся с 1936 года. Прототип ХР-40 был собран в 1938 году. 14 октября 1938 года новый истребитель в первый раз поднялся в воздух, им управлял пилот Эдуард Эллиот. С 1939 года поступил на вооружение ВВС США. Имел 19 модификаций, например Tomahawk, Kittyhawk.
Большинству внешность Curtiss известна своей агрессивной, «зубастой» окраской, характерной для многих истребителей.
Но акулья тематика, несомненно, преобладала 🙂
В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 вооружённых сил государств мира.
2243 самолета были по ленд-лизу поставлены в СССР. Первые 195 английских «Tomahawk» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года (от которых англичане старались побыстрее избавиться). В начале 1942 года поступили первые «Kittyhawk» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F, модификаци К, М и N. Определенные достоинства у самолета имелись — он отличался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в перегруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину, но его многочисленные недостатки затмевали все. Пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъемность и максимальную скорость. Механики за то, что в холода часто замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рассыпался, что приводило к заклиниванию винта в полете. Полные ремкомплекты и запасные моторы по программе ленд-лиза в СССР не поставлялись (несмотря на многочисленные просьбы), в результате с весны 1942 года самолеты начали постепенно выходить из строя. Их пытались ремонтировать собственными силами: устанавливали советские авиадвигатели М-105П и М-105Р, ставили отечественные радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали сливные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль, даже колеса приходилось ставить другие. Как вспоминал Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко: «Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают его новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии». Крайний, P-40 сошёл с конвейера 30 ноября 1944 года.
И на этой, не очень мажорной ноте, перейдем непосредственно к часовой коллекции Breitling Aviator 8 Curtiss Warhawk, которая выглядит весьма достойно.
Как мы можем видеть, здесь отлично обыграна милитари тематика, выраженная в применение цвета хаки на циферблатах и тканевых ремешках. Подчеркивают военный «олдскул» стиль, стрелки «двойные карандаши» и шрифты часовой разметки. Самая простая, трехстрелочная модель называется Breitling Aviator 8 Automatic 41 Curtiss Warhawk (ref. M173152A).
Диаметр стального корпуса, имеющего DLC покрытие, составляет 41 мм, толщина – 10,74 мм. Водозащита 100 метров. Рифленый безель не имеет никакой разметки кроме красного треугольника и вращается в обоих направлениях. Вполне в духе пилотских часов двадцатых-тридцатых (и даже позже) годов прошлого века. Присутствует двойная разметка арабскими цифрами часов и минут, а также по внешнему радиусу идет «железная дорога». Циферблат матовый, цвета хаки, цифры и надписи белого цвета, выделяются лишь красный кончик секундной стрелки в форме наконечника стрелы, и метка 60 минут. Окошко даты находится на «6» часов.
Задняя крышка, что приятно, имеет гравировку, изображающую тот самый Curtiss P-40 с акульим оскалом. Внутри часов установлен механизм Breitling Caliber 17 (база ETA 2824-2), имеющий сертификат COSC. Эта довольно гармоничная модель, которую можно считать пилотско-полевой 🙂 будет продаваться по цене около $4100 долларов, что весьма немало.
Меня лично посетила мысль, что данные часы отлично бы смотрелись с малой секундой на «6» часов, и это бы выглядело замечательной данью уважения к Breitling Reference 768.
Следующая модель коллекции имеет самый богатый функционал и носит название Breitling Aviator 8 Chronograph 43 Curtiss Warhawk (ref. A13316).
Как уже понятно из названия – это хронограф, внутри установлен механизм Breitling Caliber 13 (на основе ETA 7750), также сертифицирован как хронометр. И аналогично, модели рассмотренной выше, он скрыт под глухой задней крышкой с изображением истребителя.
Модель имеет стальной корпус диаметром 43 мм, и толщиной 14,7 мм. Стекло сапфировое, водозащита 100 метров.
Двунаправленный безель данной модели, имеет часовую разметку, т.н. «навигатор». На циферблате, помимо вертикально расположенных, немного утопленных минутного и часового счетчиков, на «9» часов имеется манеж малой секундной стрелки, а на «3» часа размещены окошки указателя дней недели и числа месяца. Примерная стоимость этих часов — $5700 долларов.
И крайней, третьей моделью коллекции является Breitling Aviator 8 B01 Chronograph 43 Curtiss Warhawk.
Лично мне такая схема расположения дополнительных циферблатов нравится гораздо больше, и к тому же многим нравится стиль «панда», или как в данном случае «реверс-панда».
Диаметр корпуса часов составляет 43 мм, толщина 13,97 мм. Водозащита такая же, как и у предыдущих моделей – 100 метров. Внутри установлен мануфактурный калибр Breitling Caliber 01, имеющий запас хода 70 часов и балансовую частоту 28800 пк/ч. Сертификат COSC в наличии.
Механизм можно рассмотреть сквозь прозрачное сапфировое окно в задней крышке, однако обзор несколько затруднит цветное изображение Curtiss P-40 на стекле. Эта модель самая дорогая из троицы, и стоит $7900 долларов.
Damarkos (Константин М.)
Вот мне всегда было интересно, отчего производители не любят «такой зеленый» цвет? Почему если что то зеленое и появляется то это непременно изумрудно зеленая гадость… Брайтлинг прям молодцы, неплохая серия получилась. И вот лично у меня глядя на них почему то возникают ассоциации с некоторыми моделями Бремонта……
Про P-40 есть известная шутка, что сначала была акулья пасть, а потом уже под нее построили самолет))
А по истории авиации, куча неточности! Вот где в советском союзе были P-40F ? Кто вам сказал, что Р-40 не обладали маневренностью? Да по сравнению с ЛаГГ-3 порхал как бабочка, а в горизонтали мог и мессершмидту составить конкуренцию, о чем кстати можно почитать в мемуарах у самих немцев. К тому же, в виду отсутствия нормального снабжения даже боеприпасами, на советских машинах часто откручивали крайние пару браунингов, от чего кстати снижался вес и заметно улучшался так называемый «ролл». Что касается ненадежности, то кроме советских техников никто особо не жаловался, и Французы на них летали и Британцы в Северной Африке, да и Финнов все устраивало в тех же климатических условиях, и даже японцы захомячили на Филиппинах штук 30-40 Р-40Е и использовали их по назначению, причем несколько этих машин правда уже в «условно летном состоянии» обнаружили американские военные, но когда они топали уже по японским островам.
Да, лучше писать про часы. Те исторические факты, что на просторах сети содержат много неточностей. Они просто их копируют.
Чего «советский союз» с маленькой буквы, а? Зато Британцы!!! Зато Финны!!
Харизматичные Брайты вышли, мне нравится такой оттенок зеленого, для фиелдо-пилотов в самый раз.