Часы пилотов ВВС Перу

Здравствуйте, уважаемые читатели. Что первое приходит на ум, когда слышишь о Перу? Это огромное природное разнообразие – скудные пустыни, величественные Анды и богатые джунгли сельвы, где растет знаменитая  гевея, из которой добывают каучук. Нельзя не вспомнить индейцев инков и их самую известную крепость Мачу-Пикчу.

Часы пилотов ВВС Перу

Одним из самых известных символов страны, является знаменитая песня «Полёт кондора» (El Cóndor Pasa), которая была признана национальным достоянием и культурным наследием Перу.

Часы пилотов ВВС Перу

В культуре народов Анд эта птица играет очень важную роль. Наскальные рисунки этих птиц начинают появляться ещё за 2,5 тыс. лет до нашей эры. В мифологии местных индейских племен андский кондор ассоциировался с божеством солнца и считался правителем верхнего мира, а также символом силы и здоровья. Эта птица вполне была бы достойна того, чтобы занять место на гербе ВВС Перу рядом с «официальными, государственными» представителями флоры и фауны – викуньей и хинным деревом.

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Военно-воздушные силы Перу (исп. Fuerza Aérea del Perú, FAP) являются подразделением Вооруженных сил Перу, на которое возложена задача защиты нации и ее интересов посредством использования авиации. Дополнительные миссии включают помощь в обеспечении внутренней безопасности, проведении операций по оказанию помощи в случае стихийных бедствий и участии в международных операциях по поддержанию мира.

Этот вид вооруженных сил был образован 20 мая 1929 года путем слияния армейской и морской авиации в авиационный корпус Перу (Cuerpo de Aviación del Perú). Во время колумбийско-перуанской войны 1933 года самолеты Vought O2U Corsair и Curtiss F11C Hawk сражались в районе Амазонки. 12 марта 1936 года корпус был переименован в Cuerpo Aeronáutico del Perú (Перуанский Авиационный корпус, также сокращенно CAP).

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

В 1941 году CAP участвовали в перуанско-эквадорской войне. В то время ВВС были оснащены Caproni Ca.114, штурмовиками Douglas DB-8A-3P и Caproni Ca.135 Tipo Peru, Caproni Ca.310 бомбардировщиками Libeccio, а также и североамериканскими истребителями-монопланами NA-50 «Torito», на котором воевал национальный герой Перу Хосе Абелардо Киньонес Гонсалес.

Часы пилотов ВВС Перу

Курсантом он был отмечен за отличные пилотажные навыки. 21 января 1939-го первым в своем классе сдал экзамен на пилота-истребителя, получив «Золотые крылья» (“Ala de oro”). На авиационной выставке поразил публику, на сверхмалой высоте пролетев в перевернутом самолете.

Часы пилотов ВВС Перу

23-го июля 41-го года во время атаки на артиллерийских позиций в составе четверки истребителей его NA-50 «Torito» (Бычок) был поражен огнем эквадорских 20-мм зенитных автоматических пушек Breda 20/65 Mod.1935 итальянского производства и загорелся. Не имея запаса высоты для того, чтоб выброситься с парашютом, лейтенант Киньонес направил свою пылающую машину на вражескую зенитную батарею. Тело было с воинскими почестями позднее передано эквадорскими военными, посмертно ему было присвоено звание капитана. Останки покоятся в Крипте Героев в Мавзолее Офицерской школы Перуанских ВВС. В Перу Хосе Абелардо Киньонес Гонсалесу установлено несколько памятников, также он увековечен на денежной купюре.

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Перуанские Военно-воздушные силы также создали десантное подразделение во время войны и использовали его с большим эффектом, захватив стратегический эквадорский портовый город Пуэрто-Боливар 27 июля 1941 года. Это был первый случай на континенте, применения в бой Воздушно-десантных войск.

В 1950-х годах во время президентства генерала Мануэля А. Одриа, перуанские ВВС  были реорганизованы, и 18 июля 1950 года снова было изменено название, на Fuerza Aérea del Perú (сокращенно FAP).

В конце президентства генерала Одрии, FAP вошли в «реактивный век» получив  несколько английских бомбардировщиков Canberra, Hawker Hunters, Lockheed F-80 Shooting Star и североамериканских истребителей F-86 Sabre.

Часы пилотов ВВС Перу

Часы пилотов ВВС Перу
Hunter Mk 52, Limatambo, Peruvian Air Force, April 1956, assembly, first engine run

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Но речь в нашей статье пойдет не только о самолетах. Часы были всегда одним из самых главных спутников летчика. Большой интерес для любителя милитари часов представляют страны, чьи вооруженные силы не входят, ни количественно не качественно в топы армий мира, но зачастую их снабжение происходило не только из соображений цены-целесообразности, но и личных предпочтений-знакомств.

На начало 60-х, почти (ключевое слово) все пилоты перуанских ВВС были снабжены часами Omega различных модификаций. Одной из достаточно редких, и ныне ценимых коллекционерами моделей была  Omega Speedmaster  ref. CK2998-3.

Часы пилотов ВВС Перу
SONY DSC

Этот экземпляр на фото был поставлен Военно-воздушным силы Перу в 1961 году (Omega хранит все данные в архивах). Speedmaster CK2998 производился в период между 1959 и 1963 годами, и именно такие же часы, носил астронавт Уолтер Ширра во время миссии НАСА Меркурий-Атлас-8 (Sigma 7) в 1962 году.

Часы пилотов ВВС Перу

Speedmaster CK2998 имеет типичную «ступенчатую» заднюю крышку и надпись «FAP» под логотипом. Внутри установлен механизм с колонным колесом Omega caliber 321 (на основе Lemania 2310) с балансовой частотой 18.000 пк/ч.

Поставлялись и Omega Railmaster, переименованные в более подходящее для пилотов название «Flightmaster».

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Еще одним, не менее интересным экземпляром, являются чистокровные дайверы Omega Seamaster 300 (CK 2913), которыми также снабжались пилоты Fuerza Aérea del Perú. В принципе, почему бы и нет? С читаемостью и надежностью, что важно для «пилотов» также как и для «дайверов» у данной модели было все в порядке.

Часы пилотов ВВС Перу

Таким образом, ВВС Перу заполучили всю знаменитую троицу Омеги, выпущенную в 1957 году. Что касается Seamaster 300, то он является наследником модели компании, созданной к 100-летнему юбилею в двух вариантах – с центральной секундной стрелкой и малой секундой на «6» часов. И в конечном итоге обе эти модели – наследники  Omega Marine 1932 года.

Часы пилотов ВВС Перу

3 октября 1968 года состоялся стремительный и бескровный государственный переворот во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо. Таким образом, военная доктрина перестала быть исключительно проамериканской. Тесные связи генерала Веласко с Советским Союзом привели к эмбарго США 1969 года на поставки оружия Вооруженным Силам Перу. С 1970 по 1990 годы СССР помогли перуанцам начать массовое перевооружение путем закупок советской военной техники. Перу также приняла советскую военную доктрину и разорвала все связи с вооруженными силами США/НАТО, даже выслала американских военных атташе в Перу, одновременно разрешив размещение советских советников. На протяжении 1970-х и 1980-х годов приобретения FAP сопровождались внедрением значительного количества самолетов советского производства, в том числе истребителей Су-22, транспортных самолетов Ан-26 и Ан-32, а также вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-25 и Ми-26. Закупалась и французская техника.

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Пара последних снимков относятся к периоду январь 1981 года, когда в верховьях реки Комайны состоялся второй раунд вооруженного противостояния между Перу и Эквадором.  Как и предыдущая война 1941 года, конфликт разгорелся из-за спорной территории на границе двух стран. Непосредственной причиной послужило установление Эквадором трех пограничных постов на восточных склонах горной цепи Кордильера-дель-Кондор, то есть на территории, принадлежность которой оспаривалась Перу. Посты носили названия Пакиша (Paquisha), Майаику (Mayaicu) и Мачиназа (Machinaza); перуанцы называли их «ложными» (Falso). Пост Пакиша дал название всему конфликту. Перуанская сторона обнаружила присутствие эквадорских военнослужащих на этой территории 22 января 1981 года, когда отправленный на разведку вертолёт Ми-8 подвергся обстрелу с земли. 28 января перуанская армия начала операцию по выдворению эквадорцев с «ложных» постов. Высадив вертолётные десанты, силы Перу быстро выбили противника со всех трёх постов. Уже 2 февраля на заседании Организации американских государств было объявлено прекращение огня. 19 февраля эквадорская сторона попыталась предпринять наступление в спорном районе, которое было отбито. На этом боевые действия закончились.

В ходе войны обе стороны довольно активно использовали авиацию; ВВС Перу совершили 107 боевых вылетов, ВВС Эквадора — 179. Было отмечено два воздушных боя. В одном случае с обеих сторон участвовала пара штурмовиков A-37, в другом эквадорские истребители «Мираж» F-1 перехватили несколько перуанских Су-22, однако выпущенная ракета прошла мимо цели.

Часы пилотов ВВС Перу

А теперь вернемся немного назад. В начале шестидесятых закупки часов Omega постепенно сокращались. Но была еще одна компания, которая сначала ограниченно,  начиная с 1962 года, потом и полностью заместила Омегу. Это – Rolex.

Сотрудничество между Rolex и FAP, как полагают, было обусловлено тесной дружбой между официальным дилером Rolex в Лиме и Андре Хайнигером, на то время являвшимся главой Rolex в Южной Америке (его сын Патрик Хейнигер (Patrik Heiniger) позднее руководил маркой на протяжении 16 лет, с 1992 по 2008 годы).

Одними из наиболее ценных и интересных для коллекционеров являются разнообразные версии Rolex Daytona (ref 6238 – 6263) которых за период с шестидесятых по 1980 год было поставлено около 700-800 штук.

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Перуанским пилотам повезло носить настоящую роскошь на запястьях (значок Сигма рядом с надписью T SWISS, у первого варианта на фото, означает, что метки и стрелки из белого золота). Часы, за редким исключением, не имели надписи «Daytona» на циферблате. Серийные номера всех поставленных экземпляров для нужд FAP, почти все довольно «близки» друг от друга, поэтому часы легко идентифицируются. На заднюю крышку наносилась надпись Fuerza Aerea del Peru, которая была заполнена черной эмалью, однако у большинства часов она со временем и от частой эксплуатации осыпалась. Имеются и такие, весьма нечасто встречающиеся варианты, как этот, так называемый pre Daytona Chronograph ref. 6238.

Часы пилотов ВВС Перу
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В свое время Rolex GMT-Master создавался для пилотов, и совсем неудивительно, что и эти часы также поставлялись для ВВС Перу.

Часы пилотов ВВС Перу Часы пилотов ВВС Перу

Как и в случае с Seamaster-ом так и здесь без «Подводников» для пилотов не обошлось – это старый, добрый Submariner 1680.

Часы пилотов ВВС Перу

И уж совсем полной неожиданностью было увидеть в качестве военных пилотских часов Rolex Datejust Turn-o-graph ref. 1625.

Часы пилотов ВВС Перу

Вероятно, они предназначались для армейского начальства и возможно, в качестве наградных часов. Красиво жить служить не запретишь 🙂

На этой ноте позвольте завершить.

В январе-феврале 1995 года произошел третий вооруженный конфликт между Перу и Эквадором, в верховьях реки Сенепа, на восточных склонах хребта Кордильера-дель-Кондор. Эта война имела больший масштаб по сравнению с 1981 годом и привела к окончательному урегулированию пограничного спора двух стран. В течение всего конфликта авиацию довольно много применяли обе стороны, однако это новейшая история, которая часовым коллекционерам уже неинтересна. Вполне допускаю, что отдельные экземпляры вышеперечисленных часов могли участвовать в той войне на запястьях пилотов, однако в свои права вступила электронно-кварцевая эра и «механика» из армии почти исчезла, как кремневое ружье.

Damarkos (Константин М.)

4 thoughts on “Часы пилотов ВВС Перу

  • Шикарная статья, очень и очень интересная. Большое спасибо, читал с наслождением. Ну Rolex или Omega мне на работе конечно не дают, но вот Swiss Militari подарили, правда я их практически не ношу.

    Ответ
    • Отжего же не носите ? Жалко ? А надпись не сделали вам на обратной стороне ?

      Ответ
  • Спасибо за статью, очень интересно.
    Классный выбор часов у FAP.

    Кстати на самом первом фото, почему то пара М-346, коих в ВВС Перу нет, да и даже Як-130 будет весьма дорог для приобретения, в сравнении с Б/Ушными Миг-29 и Су-25…. Вообще если откровенно ВВС Перу в основном устаревший хлам, единственное что заслуживает внимания это Миражи 2000 и Су-25, все таки грачу альтернатив особо и нет.

    А еще вот, что интересно. Ни одна из стран, решивших «вляпаться в коммунизм» и друживших с СССР почему то не заинтересовалась советскими часами… Или это сам СССР не предлагал творения своего часпрома, Стрелы, а позже Штурманские, друзьям коммунистам… Или дело было в производственных возможностях 1-го мчз?
    Впрочем есть мнение, что Китай таки закупал небольшое количество Стрел своим военным, до того как купили себе «свой» венус 175.

    Ответ
  • Очень интересный материал. И было бы интересно в продолжение темы, на что перешли и перешли ли военные ВВС Перу в девяностых и двухтысячных.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *