Возрождённые Tornek-Rayville
Как, наверное, многие знают, Blancpain Fifty Fathoms своим рождением обязаны капитану Роберту Малубье (Robert “Bob” Maloubier) и лейтенанту Клоду Рифо (Claude Riffaud), и изначально создавались в качестве инструмента для боевых пловцов. Впоследствии множество специальных подразделений по всему миру использовали их как часть стандартной экипировки, в том числе и американцы, к которым Fifty Fathoms попали несколько окольным путём, в процессе почти «шпионской операции», в целях «конспирации» сменив имя.
В конце пятидесятых командованию стало ясно, что массивные «фрогманы» (Canteen) от Hamilton и Elgin уже порядком устарели. 24 марта 1961 был издан новый стандарт MIL-W-22176A (SHIPS) для военных дайверских часов, которые были обязаны обладать антимагнитной защитой и сохранять водонепроницаемость до глубины 400 футов. Кроме того им надлежало иметь индикатор влаги, который сигнализировал в случае проникновения внутрь воды, что часы «скомпрометированы» и их показаниям нельзя доверять.
Чуть ранее, ВМС США обратились с просьбой о разработке прототипов к компании Bulova, председателем которой в то время был генерал Омар Брэдли в отставке, имевший обширные связи в военных кругах.
Пока Bulova разрабатывали эти часы, U.S. Navy’s Experimental Diving Unit (NEDU) решили провести оценку трёх имеющихся в продаже часов для дайвинга, чтобы дать рекомендации по их ограниченному использованию. Строгим испытаниям подвергли Rolex Submariner, Enicar Sea Pearl 600 и Blancpain Fifty Fathoms. Их бросали, таскали по илистым руслам рек, запекали, замораживали и надевали на запястья водолазов работающих на глубине 200 футов. В итоговом отчете об испытаниях (проект NS 186-200, подзадача 4, испытание 43, от 15 июля 1958 г.) только Blancpain получили оценку отлично, отвечая всем критериям. Таким образом, Fifty Fathoms были рекомендованы для использования военными водолазами, пока Bulova не представит свой вариант.
В 1959 часы Bulova Mil-Ships-W-2181 были готовы к тестированию, и NEDU снова провели свои испытания. В результате два из трёх безелей были утеряны, а одни из часов вообще перестали работать. Упомянутые же Fifty Fathoms ранее безупречно прошли тесты, и они, что немаловажно были более дешевы — всего 55 долларов (цена Rolex на тот момент составляла 95 долларов, а Enicar стоили всего 37,50 долларов, но не имели безеля). Поэтому данные Bulova в серию не пошли, но около полудюжины прототипов все же были переданы ВМФ, и немногие выжившие экземпляры являются нынче настоящим Граалем для коллекционеров.
Однако с абсолютным победителем всех тестов произошла заминка, и связана она была с американским законодательством. В федеральном «Законе о покупках в Америке» предпочтение отдавалось исключительно американским поставщикам.
Решение проблемы предложил инициативный импортер часов из Нью-Йорка Аллен В. Торнек. Он убедил Blancpain нанести на циферблат название «Tornek-Rayville US» («Rayville» — это анаграмма от «Villeret», родного города часового бренда) и продавать часы через его компанию. Чтобы соблюсти необходимые формальности, он организовал небольшую испытательную лабораторию с тем, чтобы часы тестировались и сертифицировались на территории США. В конце концов, флот получил свои часы, и первыми кто был ими оснащён это подразделение «Морских котиков», созданных в 1962 году при президенте Джоне Кеннеди.
Предполагается, что было произведено всего около тысячи Tornek-Rayville, обозначенных как TR-900. Это связано с тем, что в часах для люминесцентных маркеров и стрелок использовался радиоактивный элемент прометий-147. Когда эти часы были списаны, большинство из них было утилизировано, и сегодня только около 30 экземпляров находится в руках коллекционеров.
Часы Tornek-Rayville во время Вьетнамской войны поставлялись не только Navy SEAL, но и некоторым другим подразделениям специального назначения, включая Marine Force Recon, и в отдельных случаях MACV-SOG которые всё же из-за «деликатного» характера операций предпочитали Seiko.
Некоторое время назад, имеющему большой кредит доверия у западных часовых фанов, Биллу Яо из Mk II Watches, удалось приобрести права на бренд Tornek-Rayville, который и был им триумфально возрождён.
Стоит упомянуть, что большинство моделей от Mk II очень быстро раскупают ещё на стадии предзаказа, и новые TR-660, являющиеся современным наследником исторических TR-900 MIL-W-22176A (SHIPS), не стали исключением.
Диаметр матового стального корпуса, подвергнутого дробеструйной обработке, составляет 40 мм, расстояние от ушка к ушку (lug to lug) 48,5 мм, ширина между дужками 20 мм, а толщина 14,7 мм. Стекло выпуклое сапфировое, с внутренним антибликовым покрытием. Вес модели 84 грамма, водозащита 200 метров.
Дужки имеют сквозные отверстия для шпилек, а безель получил два варианта вставок на выбор – алюминиевую или акриловую.
Схема разметки циферблата в целом относительно точно следует военным спецификациям MIL-W-22176A (SHIPS), однако датчик влаги над меткой «6 часов» отсутствует, на его месте имеется некая стилизация, внутри которой нанесён рейтинг водозащиты и надпись, сообщающая, что часы оснащены механизмом с автоподзаводом.
Апертуры даты нет, а стрелки и часовые метки в отличие от предка покрыты нерадиоактивным составом Super-LumiNova.
К сожалению, на момент написания статьи, фотографий задней крышки производитель не опубликовал. TR-660 оснащены японским автоматическим калибром Seiko Instruments (SII) NE15 с балансовой частотой 21600 пк/ч и запасом хода 50 часов. (По сути это тоже что и 6R15, но настораживает отсутствие буквы «B» в конце названия калибра, которая указывает на эволюцию NE15 (NE15A), обновлённого в 2014 году.)
Tornek-Rayville TR-660 предлагаются с тремя вариантами ремешков — тканый нейлон черного или цвета хаки, черная резина, или того же цвета нейлоновый MODspec. Стоимость предварительного заказа составляет 895 долларов США с обязательным залогом в размере 450 долларов США. Обычная цена — 949 долларов.
Константин М.
Pontva fonderia naval поинтереснее будет
Тот случай, когда оригинал интереснее его новодела. Купил бренд, так выпусти то, что востребовано. Так сложно сделать датчик протечки? Но это фишечка, которую заменили суррогатом. Китайцы давно клепают подобные и существенно дешевле.
Тот случай? Я считаю, что все современные переиздания очень редко стоят наряду с оригиналом. Либо размер не тот, либо деталь какая-то упущена. Ну почему так трудно выпустить что-то точно такое же, как было в оригинале?
«…… оснащены японским автоматическим калибром Seiko …. . Стоимость предварительного заказа составляет 895 долларов США с обязательным залогом в размере 450 долларов США. Обычная цена — 949 долларов.»
«Китайцы давно клепают подобные и существенно дешевле.» — при чем хорошие — надежные китайцы.
Я б понял такую цену если бы стояла Миёта 90я , да и то многовато ……
Мне нравятся некоторые из изданий Mk II, но это очень ленивое поделие, направленное чисто заколотить денег на неразборчивых фанах. Вместо датчика протечки какая-то шляпа, дешевенький мех в часах под косарь.. У меня на этом мехе AVI-8 Eagle Squadron, которые более чем в 3 раза дешевле, в тру бронзе, с огромным чемоданом с ништяками.
что насчет реинкарнации булова
https://www.hodinkee.com/articles/bulova-mil-ships-w-2181