Совпадение? Не думаю. Теория заговора. Дэн Хенри о том, почему растут цены на винтажные часы
Известный коллекционер винтажных часов и владелец собственной марки часов Дэн Хенри в своем блоге решил затронуть тему цен на винтажные часы. Приводим перевод этой статьи.
«Цены на винтажные часы никогда не были так высоки и эту тему стоит обсудить.
Причин роста много, но я бы хотел остановиться на том, о чем часовые журналы и блоги обычно не говорят: о «теории заговора», в особенности на некоторые люксовые винтажные модели.
Если к покупке винтажных часов подходить основательно, то такое вложение всегда является хорошей долгосрочной инвестицией. К примеру, некоторые модели Universal Compax, которые 15 лет назад продавались за $1500, сейчас стояит минимум в 10 раз дороже.
Одна из причин роста цен с 2003 года — инфляция, однако за последние 7 лет цены на винтажные часы росли быстрее инфляции, а новые рекорды на аукционах ставятся почти каждый день.
Особенно интересны цены на некоторые значимые часы, которые дорожали стремительно и непропорционально к другим моделям. Эти часы, когда-то стоившие несколько тысяч долларов теперь стоят сотни тысяч долларов.
Social Media и высокие цены
Проникновение соцсетей в нашу жизнь — одна из причин резкого роста цен на люксовые часы. Чем больше спообов для коммуникаций, тем проще оценивать и рейтинговать часы. Как результат — наиболее редкие модели выросли в цене намного сильнее, чем более распространенные модели того же производителя.
Для примера: 15 лет назад лишь несколько людей в мире (сюда я отношу и себя) знали разницу между часами Heuer Autavia Viceroy и Autavia Jo Siffert. В 2004 году они стоили почти одинаково, но сегодня, во многом благодаря социальным медиа, коллекционеры хорошо понимают разницу между этими моделями и как результат Jo Siffert стоит в 5 раз дороже.
Во многом благодаря доступности информации некоторые часы за последние 7 лет подорожали на 3000 процентов. К примеру, Heuer Autavia 2446 из первого выпуска, который в 2010 году был продан за $7000, в 2007 году был продан уже за $200000.
Увеличение доступности знаний и информации приводит к тому, что более редкие модели становятся более значимыми и узнаваемыми для широкой аудитории.
В прошлом году Heuer Autavia были проданы на аукционе за $125000, Omega Speedmaster Broad Arrow — за $275000, а Omega Tourbillon — за $1,5 млн (более чем в 15 раз дороже ожидаемой цены). Безусловно, у всех этих часов есть историческое значение — они были первыми в своем роде или же прототипами, но в любом случае цены очень высоки.
Но одни часы превзошли всех — Rolex Daytona, принадлежавшие актеру Полу Ньюману (теперь у этих часов есть неофициальное название в его честь) были проданы на аукционе в октябре 2017 года за $18 млн. (жена Ньюмана покупала их за $200).
Производители часов: усваивая важный урок с рынка винтажных часов
На мой взгляд, одна из главных возможностей для продвижения конкретной модели или бренда, которой могут воспользоваться производители часов, это получение преимуществ от продаж дорогих винтажных часов. Привлечь внимание покупателей благодаря огромным ценам на аукционах можно относительно легко и недорого.
Все это ведет к идее выпуска новых часов по мотивом дизайна винтажных часов.
Когда часы продаются по экстраординарной цене, модель и бренд немедленно становятся предметом для обсуждения в блогах, соцсетях и медиа. Известность повышается. И затем, через некоторое время производители анонсируют римейк этой классической модели. Бинго!
Одним из первых производителей, который успешно применил данную стратегию, был Tag Heuer. Точка отсчета — 15 декабря 2010 года, аукцион в Нью-Йорке, на котором продавалась коллекция часов Heuer. Часы были проданы по рекордным на то время ценам.
С тех пор цены на винтажные Heuer роста от аукциона к аукциону, особенно на ранние хронографы Autavia. и 3 года назад производитель выпустил римейк Autavia. В часовом мире прекрасно помнят, как сотрудники Tag Heuer проводили опросы в интернете на тему того, какое поколение Autavia предпочитают коллекционеры. Эти модели взлетели в цене почти сразу после начала проведения исследования, а затем незадолго до выпуска римейка.
Эта ситуация стала повторятся в модели за моделью и с разными брендами. Сначала цены росли на аукционе. В результате, определенные часы становились известными. Затем производители запускали современный римейк данной модели (по более высоким ценам, нежели «обычные» часы в данной линейке). Просто и эффективно.
В точности точно также недавно произошло с так называемой «Трилогией» от Omega. На аукционах взлетели цены на винтажные модели broad arrow, а год спустя компания выпустила «Трилогию». Совпадение? Не думаю.
Затем взлетели цены на Omega Speedmaster CK2998 и Speedmaster Ed White. СК2998 недавно была перевыпущена. А теперь Omega Tourbillon бьет рекорды на аукционах. Так что можно ждать выпуск новой версии.
А что по поводу Rolex Daytona Paul Newman?
Несколько лет назад цены на Paul Newman Daytona стабилизировались. Обычно модели продавались за $100000-$150000. Эти цены недавно были превышены редкими Heuer и Omega, что абсолютно непонятно и непропорционально.
Но сейчас, когда часы Пола Ньюмана стали самыми дорогими когда-либо проданными часами, можно быть уверенным в том, что цены на остальные модели взлетят. Можно также не сомневаться в том, что Rolex воспольуется возможностями аукционов, чтобы стимулировать спрос на свои самые знаменитые часы. Держу пари, что Rolex запустит Daytona Paul Newman Edition, а цены на аукционах поддержат продажи этого римейка.
Что все это означает для коллекционеров часов?
На мой взгляд, можно ожидать дальнейшего роста цен на топовые винтажные часы. Повышение цен будет частично поддерживаться всплесками ажиотажа на конкретные винтажные модели на аукционах, а швейцарские бренды продолжат стратегию использования этой ситуации для поддержки их новых линеек.
Многие люди думают, что основные бенефициары роста цен на винтажные часы — это коллекционеры. Однако это не так — в выигрыше компании и их бренды. Думаю, что именно часовые компании ответственны за рост цен на топовые винтажные часы».
Спасибо двум Дэнам за статью и за перевод)) очень интересные наблюдения. Я тоже пришел к выводу, что аукционы стали эффективным способом «накачки» бренда, повышения спроса на него и т.п. И не только аукционы — порой первый камешек лавины может организовать даже популярный часовой блог. Например, года 3-4 назад хронографы-панды Hamilton и Zodiac (poor man’s Heuer Carrera в народе) никому особо нафиг не нужны были и их можно было купить по адекватным ценам. Потом Зак с worn & wound выпускает шикарный обзор с аналитикой Hamilton 68 панды — начинается лавина снимков в Инстаграме, фейсбуке, и что вы думаете? Цена на хроно24 растёт как на дрожжах…
Что касается Хойеров — тут всё предельно понятно: это стратегия бренда по предварительной накачке перевыпусков типо Jack Heuer Carrera, Autavia, Monaco — цены на них неадекватно задраны по сравнению с другими моделями бренда. В итоге обычный Акварейсер предлагает лучшее соотношение качества/цены, т.к. никому нафиг не нужен)
А вот по поводу Ролекс Для Пола Ньюмана — не думаю, это не методы Ролекса. Вы знаете хоть один подобный случай? Успех RPND на аукционе и так сильно повлиял на цены Дайтон — люди вон годами в очередях стоят за ревизиями Дайтон и платят цены намного выше MSRP. Ролекс ещё грамотно регулирует вливания Дайтон на рынок микропорциями — разумеется, при их мощностях они могли бы просто завалить ими, так зачем же все эти недостачи, списки ожидания?))
Про Патек еще много разговоров о том, что они поддерживают цены на аукционах. Но это скорее для поддержания цен, ликвидности и статуса. В целях навара на «новых» линейках аукционы, как я понимаю, они не используют. Несколько лет назад подобное говорили про Panerai, но там менеджмент, похоже, сам запутался в стратегии:)
Патек, если не ошибаюсь, вообще первыми применили эту стратегию по поддержанию люксового статуса. Навар от накачивания цен куда больше, чем еденичный навар от аукциона) иначе они бы не заниманиль выкупкой собственных часов на аукционе)))
Что касается Панейрай — да просто начал трещать по швам пузырь, грамотно надутый Анджело Бонатти в 90е — начало 00х. Это привлекательные часы, но у них нет с технологической точки зрения НИЧЕГО, что бы хоть как-то оправдывало их цену. У того же Ролекса хотя бы есть 914L, Rolexor, уникальный метод делать пепси керамику, одни из самых надёжных механизмов. У Омеги есть внутри изобретение гениального Джорджа Дэниэльса — коаксиальный спуск. У IWC одна из лучших обработка деталей, лучшая доводка механизмов. У Panerai есть Великая Скоба, которую они стали пихать в часы без водозащиты)) а так — весьма средняя отделка, неточные механизмы, которые сливают ЕТА, и косяки по отделке керамики и механизмов.
По Дайтоне согласен — Хенри сам говорит о том, что Дайтоны в моменте вдруг стали дешевле Хойеров. В Ролексе традиционно уже ограничивают обьем производства культовых моделей, чтобы создавать ажиотаж, и это правильная стратегия. Другое дело, что сама история превращения Дайтоны в легенду — это нечто уникальное…
Да, читал интервью с женой Ньюмана — она говорит, сама в шоке, как СМИ (с подачи кого?) раскрутили всю эту историю и сделали культ. Забавно, что сам Пол относился к часам без особой романтики — своему зятю просто задарил Дайтону в ответ на комплимент, вроде.