«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Прошу простить за столь длинный заголовок, но раз сегодня японская тематика, то и название статьи стилизовано под популярные ныне новеллы-ранобэ, у которых оно может подчас содержать несколько предложений с кратким пересказом сюжета 🙂 В годичной давности материале я уже упоминал о том, сколь особое и значимое место в японской культуре занимает Луна. Ей поклонялись, посвящали стихи, осенью проводили «Праздник любования Луной» (Цукими). Немало историй и рассказов связаны с Луной. Наверное, западному обывателю наиболее известна японская народная сказка, созданная в X веке — «Сказание о принцессе Кагуя» (другое название «Повесть о старике Такэтори»). Ее считают древнейшим из сохранившихся до наших дней японским рассказом и ранним предшественником научной фантастики о пришельцах с других планет :). Ниже вы можете видеть гравюру художника Цукиока Ёситоси иллюстрирующую сказку, входящую в цикл  «100 видов Луны».

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Позволю себе вкратце озвучить сюжет, но если желаете, можете пролистать страницу ниже.

Однажды, старый бездетный собиратель бамбука по имени Такэтори наткнулся на странный светящийся стебель бамбука. Разрезав его, он нашел внутри крохотного ребенка размером со свой палец. (Довольно интересно, что люди, разделенные в древние времена сотнями и тысячами километров, создавали схожие сюжеты. Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик и его японский аналог Иссумбоси и т.д.)

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Такэтори забрал девочку домой и вырастил вместе с женой как свою дочь, дав имя ей — Кагуя-химэ (Сияющая ночью принцесса). Довольно быстро Кагуя выросла и стала девушкой обычного роста, причем невероятно прекрасной. О ее красоте разошлись слухи, и пять принцев явились просить руки Кагуи. Девушка дала каждому поручение принести ей особый предмет и обещала, что выйдет замуж за того, кто это сделает. Первые трое попытались вручить ей фальшивки, и были разоблачены. Четвёртый сдался, попав в ужасный шторм по пути, тогда как последний пятый принц погиб, выполняя поручение. После сам император явился посмотреть на странную красивую девушку и, тотчас влюбившись в нее, сделал ей предложение. Но ему Кагуя тоже отказала, сказав, что она не из Японии и не может быть с ним. Но все же она продолжила общаться с императором. Со временем Кагуя вспомнила, что она не принадлежит нашему миру и ее родина на Луне. И однажды жители Луны пришли, чтобы вернуть Кагую назад. Ей было жалко оставлять тех, кто ей стал дорог на Земле, но она должна была вернуться домой. Принцесса оставила подарок своим приемным родителям, а императору отправила прощальное письмо и эликсир жизни.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Вскоре ее родители заболели, а император, получив письмо принцессы, написал ответ и повелел отнести на ближайшую к небесам гору и сжечь его там, в надежде, что Кагуя получит его. Вместе с письмом был сожжен и эликсир бессмертия, так как император не хотел вечной жизни без Кагуи. Собственно, согласно этой легенде, гора Фудзи получила свое название после описанных выше событий (слово бессмертие — 不死 фуси, или фудзи), и дым от огня, в котором сожгли послание императора, до сих пор поднимается над горой.

Прошу меня извинить за такое длинное и пространное отступление, но оно мне кажется было необходимо, чтобы пояснить, сколь важна для японцев Луна и почему Seiko постоянно возвращается к этой тематике, ибо недавно,  в коллекции Presage появилась еще одна модель Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri Limited Edition (Ref. RLS1810-01). В данных часах обыгрывается тема предрассветного неба, с которого еще не ушла Луна.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Коллекция Presage появилась совсем недавно, в 2016 году, однако за короткое время она стала весьма успешной и популярной. В немалой степени этому поспособствовали множество прекрасных лимиток, в том числе, которые создавались с применением элементов традиционных японских ремесел. Главной деталью часов Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri является циферблат, созданный с использованием древней лаковой техники Уруси (urushi)в сочетании с Бякудан-нури (byakudan-nuri) и Маки-э (maki-e).

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Для создания этих часов, японская часовая компания обратилась за помощью к мастеру Уруси Иссу Тамура (Isshu Tamura) из Хокурику на острове Хонсю. Работа с лаком уруси – это целое искусство, включающее в себя многообразные приемы покрытия предметов лаком, который, после высыхания образует водоотталкивающий слой и защищает дерево от гниения. Именно это свойство лака используется с древнейших времен. Считается, что Уруси использовали с Каменного века, сначала в качестве клея и позднее для создания декоративных покрытий. Технологии изготовления лакированных изделий зародились в Японии около 6 тысяч лет назад еще в период Дзёмон. Доказано появление первых подобных предметов там еще в эпоху неолита, когда начинает использоваться лак уруси. Первоначально он применялся для усиления прочности для острия деревянных копий и наконечников стрел. В VI веке техника лакирования превращается в вид искусства, и изделия, выполненные с применением этой техники, превращаются на протяжении последующих столетий в предметы роскоши.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Изготовлении циферблата Seiko Presage urushi Byakudan-nuri, начинается с нанесения мастером нескольких последовательных слоев темного лака на нижележащий металлический диск циферблата до тех пор, пока не будут достигнуты правильная толщина и глубина цвета. В промежутках между покраской, высушенный лак полируют угольным порошком перед нанесением следующего слоя.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

(Шутки про девственниц на южном склоне Фудзи, как не странно имеют определенную долю правды, хотя обошлось и без девушек 🙂 В старину, каждый слой лака накладывался в условиях соблюдения максимально возможной чистоты (при полном отсутствии пыли). Лак засыхает при высокой влажности воздуха и температуре около +30°С. В связи с этим мастера уруси часто селились в отдаленных горных районах. Иногда процесс высыхания лака проводился на плотах, выведенных в море. Там, над водой, практически отсутствовала пыль, что было крайне важно для появления высококачественного глянца.)

После того, как базовые слои черного лака достигли необходимой толщины и глубины цвета, следующим шагом в процессе является покраска двух вспомогательных циферблатов. Эту технику называют Бякудан-нури — традиционно она использовалась для украшения самурайских доспехов, а также религиозных и церемониальных предметов.

Сначала наносится тонкий свежий слой лака, а затем дополнительные циферблаты покрывают слоем очень мелкого металлического порошка. Как только лак застыл, он полируется, и затем наносятся дополнительные слои полупрозрачного красного лака. Результатом является циферблат, цвет которого меняется в зависимости от освещения – дополнительные круговые регистры могут иногда казаться почти черными, а под другим углом, приобретают темно-красное сияние.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

В дополнение к Уруси и Бякудан-нури, применяется третий метод, известный как Маки-э для создания золотого полумесяца индикатора запаса хода. Маки-э – традиционное японское искусство формирования на лакированных поверхностях изображений при помощи золотой и серебряной пудры. Слово «маки» означает посыпать, а «э» — картина (посыпанная картина). Существуют различные виды техник Маки-э: togidashi maki-e, hira maki-e, и taka maki-e. Для создания полумесяца накладывается прозрачный слой лака, а затем порошок аккуратно, с помощью кисти наносится для получения текстурированной блестящей поверхности, которая контрастирует с глубоким насыщенным черным цветом остальной части циферблата. Смысл в том, чтобы передать впечатление от вида полумесяца на фоне ночного неба, а блеск и зернистость, как особенность техники Maki-e, дают возможность для реализации этого эффекта.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

В результате получается замечательный циферблат, при своей экзотичности являющийся отличной альтернативой традиционным европейским эмалевым и, причем весьма долговечным. (Некоторые швейцарские бренды, кстати, также отметились моделями с циферблатами Уруси).

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Вероятно, аутентичнее было бы использовать здесь еще и иероглифы, но часы предназначены в том числе для американского и европейского рынка. Арабские и римские цифры делают модель универсальнее. Собственно дополнительные индикаторы служат: левый — запас хода, нижний на «6» часов – круговой указатель даты, на «3» часа – дни недели. На задней части секундной стрелки имеется противовес в виде золотистого полумесяца.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник «Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Циферблат защищает выпуклое сапфировое стекло с антибликовым покрытием. Стальной корпус с плавными изгибами имеет комбинированную обработку – сатин плюс полировка. Его диаметр 40,5 мм, толщина 12,8 мм (хотелось бы чуть тоньше). На боковой поверхности конусовидной заводной головки имеется гравированное лого, в виде заглавной буквы имени бренда. Водозащита вполне приличная для костюмника и составляет 10 Бар.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Прозрачная задняя крышка опять демонстрирует нам традиционное японское торжество минимализма. Украшением можно посчитать разве что вездесущий золотой полумесяц и того же цвета надписи на роторе механизма. Что же, будем считать, как и в прошлой лимитке, это дань одному из канонов в японской эстетике воспевающей красоту того, что несовершенно, мимолетно и незаконченно. В часах установлен механизм 6R21 с 45-часовым запасом хода и балансовой частотой 28,800 пк/ч.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

Часы поставляются на кожаном ремешке с фирменной клипсой в коробочке из павлониевого дерева. Модель Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri (SPB085) выпущена ограниченным тиражом в количестве 2000 экземпляров. Цена часов весьма приличная и составляет €2500 евро, однако немалая доля ручного труда вложенного в них, хотя бы частично оправдывает стоимость.

«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

https://www.seikowatches.com

Damarkos (Константин М.)

7 thoughts on “«Лунная» лимитка Seiko Presage Urushi Byakudan-nuri созданная с использованием традиционных японских техник

  • Большущее спасибо, прочел с интересом

    Ответ
  • Спасибо, за интересную статью!

    Ответ
  • Ну, за такой ручной труд можно и заплатить

    Ответ
  • Недавно читал интервью с мастером-эмальером, он сказал, что на самом деле Уруши циферблаты даже сложнее в изготовлении и выход годных меньше, чем у керамических в намного более дорогих швейцарских часах.

    Ответ
  • Спасибо, классная статья!) и часы достойные!

    Ответ
  • Крутейшего статья и интересные часы. Спасибо!

    Ответ
  • Часы всё больше напоминают яйца Фаберже. Много люксори при минимальной практичность. Спасибо, познавательно. Но не интересно, раздел про японскую культуру поклонения пропустил.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *