История Glycine Airman и обзор одной из моделей
Glycine Airman, без сомнения, культовые часы, созданные в свое время как полезный инструмент для пилотов, а нынче же, пусть и не особо практичные, но обладающие великолепным ретро-шармом и поэтому, имеющие немало преданных поклонников. В прошлом месяце на нашем YouTube канале вышел обзор одной из моделей этих часов, а теперь я, как нынешний их счастливый владелец, попытаюсь рассказать о впечатлениях, опыте использования, а также коснусь плюсов и минусов данной конкретной версии Glycine Airman Vintage The Chief GMT GL0467.
Прежде чем начать, позвольте сначала совершить небольшой экскурс в историю этой модели.
Компания Glycine была основана Юджином Мейланом в 1914 году в швейцарском городке Биль (Бьен). Часовая марка была названа в честь популярного тогда в ландшафтном дизайне, лианоподобного вьющегося растения глициния, именуемого по-французски fleur de Glycine. Возможно, основателю понравился «сильный характер» этой лозы, она выносливая, за ней не надо много ухаживать, но при этом она имеет красивые цветы.
В 1920-х годах Мейлан сосредоточился на производстве миниатюрных часовых механизмов для женских часов, декорированными драгоценными металлами, и экспортируемых на рынки США и Великобритании. 1930-е годы ознаменовались появлением первых автоматических часов и хронометра Glycine.
Впрочем, пока опустим эту часть истории, перенесемся на несколько десятилетий вперед, чтобы перейти непосредственно к герою статьи.
Летом 1953 года, Сэмюэль Глур, менеджер по продажам компании Glycine, находился в командировке, охватывающей Юго-Восточную Азию и Индийский континент. Он прибыл из Бангкока в Калькутту и написал письмо 14 июля 1953 года Чарльзу Хертигу, тогдашнему владельцу компании Glycine. Его 5-страничное письмо представляло собой отчет о продажах, деятельности и отзывы клиентов. На 3-й странице письма, содержится упоминание о «судьбоносном» разговоре с Чедом Брауном, капитаном самолета DC4, принадлежащего Thai Airways, чье предложение привело к рождению Glycine Airman.
Глур написал, что во время полета из Бангкока в Калькутту на упомянутом самолете DC4, он смог оказаться непосредственно в кабине, и сидя на месте второго пилота рядом с капитаном Чедом Брауном, завел разговор о часах (интересно, что имя Чеда Брауна и его должность также упоминается в раннем талоне на обслуживание Glycine Airman). Капитан Браун сказал ему, что сейчас нет часов, которые бы соответствовали потребностям пилотов, и поделился некоторыми характеристиками, которые, по его мнению, понравятся пилотам всех стран. Глур принял к сведению пожелания капитана и записал в блокнот. По мнению капитана, часы должны были обладать такими качествами:
— Водонепроницаемые, с автоматическим подзаводом и календарем;
— Суточный циферблат, у которого часовая стрелка совершает полный оборот (360°) за 24 часа, минутная и секундная же, отсчитывают традиционные 60 минут и 60 секунд;
— Внешний вращающийся безель, с 24-часовой разметкой.
Последний пункт капитан Браун выделил особо, ибо по его словам все больше пилотов летает по гринвичскому времени, а часы с подобным функционалом, позволят летному составу отслеживать как местное время, так и время GMT. Глур добавил примечание сбоку письма, что механизм Felsa 694 с 21 камнем может стать отличным вариантом.
После возвращения в Биль, Чарльз и Сэмюэл, начали работу над дизайном и прототипами. Они решили назвать часы «Airman», поскольку идея данного авиационного наручного инструмента родилась благодаря пожеланиям настоящего пилота. Когда были получены циферблаты, корпуса и механизмы, после некоторых доработок и модификаций были собраны тестовые экземпляры первых Glycine Airman. Чед Браун и его коллеги стали первыми клиентами. После первоначального успешного тестирования, 2 декабря 1953 года была подана заявка на патент Airman CH 314050.
Краеугольным камнем стала конструкция вращающегося безеля и фиксирующей его в определенном положении завинчиваемой головки. По сути, это было развитие идеи безеля Вимса, в отличие от которого, Airman получил не 60-минутную, а 24-часовую разметку. Стоит упомянуть, что несколько брендов на тот период, уже предлагали ранты с «мировым временем», на которые были нанесены названия городов, расположенных в различных поясах, что для профессиональных пилотов это совсем не подходило, в виду малоинформативности, и традиционного 12-часового отсчета времени.
Первая партия часов Airman поступила в продажу незадолго до Рождества 1953 года. Это были часы с 24-часовой индикацией времени, обладавшие белым циферблатом с нанесенным на него обозначением AM/PM, клиновидными стрелками типа «дофин» и упомянутым вращающимся безелем с 24-часовой шкалой, что позволяло владельцу с первого взгляда определять время сразу в двух часовых поясах. Внутри был механизм Felsa 692/N с 23 камнями и частотой 21600 пк/ч. Они продавались по цене 51,95 долларов США.
Спустя два года, с учетом отзывов владельцев, часы были модернизированы. Они выпускались уже не только с белым, но и с черным циферблатом, стрелки получили новый дизайн, а главное, была добавлена важная и очень востребованная функция – стоп-секунда: остановка секундной стрелки для точной синхронизации времени.
У Glycine эта функция была реализована крайне необычно и оригинально. Когда заводная головка выдвигалась в позицию установки времени, одновременно, сквозь крохотное отверстие, расположенное между цифрами «2» и «4», поднимался вверх тонкий штифт, который блокировал секундную стрелку. Примечательно, что этот механизм остановки секунд, использовался почти на всех часах Airman-ах, произведенных с 1955 по 1972 год.
В 1957 году Glycine Airman уже в целом обрели свой каноничный внешний вид. Характерный заостренный длинный «хвост» на часовой стрелке, был создан, чтобы помочь владельцу читать время в 12-часовом формате, если он плохо ориентируется в 24-часовом. Также часы получили квадратную увеличительную линзу над окошком даты квадратной формы.
Введение пошлин в конце 50-х годов, на импортируемые в Соединенные Штаты иностранные товары (если в часах было больше определенного количества камней, значительно увеличивался тариф), привело к тому, что поставляемые на американский рынок Airman, получили другой, более простой калибр с 17 камнями — A. Schild 1700 / 1701. В таком случае, к названию на циферблате добавлялась маркировка «Special».
В 1960-е, часы собирались в корпусах EPSA (Ervin Piquerez SA – тот самый производитель «Компрессоров»). Об этом неоднозначно намекала «фирменная», характерная насечка на заводной головке. Именно в этот период Glycine Airman обрели у пилотов огромную популярность. Ассоциация владельцев и пилотов самолетов AOPA приобрела несколько партий часов для своих членов. Их дарили выпускникам летных академий, а некоторые военные подразделения заказывали часы с собственными знаками различия.
Во время войны во Вьетнаме множество летчиков ВМС США и пилоты вертолетов, покупали Airman в частном порядке в магазинах Post Exchanges (PX), ибо при их помощи было очень просто отслеживать как местное, так и так называемое «Zulu» время.
Glycine Airman дважды побывали в космосе, и оба раза часы носил их непосредственный владелец, капитан Чарльз «Пит» Конрад, астронавт NASA, пилот ВМС США и летный инструктор. Во время миссий Gemini 5 и Gemini 11 в 1965 и 1966 годах Конрад использовал личный Airman вместе со служебным хронграфом Omega Speedmaster, выданным NASA. Speedmaster позволял вести независимый отсчет времени, в то время как Airman выполнял функции, которых не хватало Speedmaster-у, — отслеживание двух часовых поясов в 24-часовом формате и индикация даты.
В 1967 году Glycine выпустили Airman SST (Supersonic Transport), чтобы отметить эпоху сверхзвукового транспорта. Из-за бочкообразной формы корпуса и оранжевой 24-часовой шкалы, часы у любителей марки приобрели прозвище «тыква».
В 1969 году, крайне ограниченным тиражом были выпущены SST с функционалом хронографа, который назывались Elapsograph. Они были оснащены механизмом с ручным заводом Valjoux 724.
В разгар «Кварцевого кризиса», когда продажи механических часов резко упали, в 1979 году Glycine представили свои первые часы Airman Quartz. В них был установлен механизм ESA/FHF 960.111. Производство было рассчитано на 3000 экземпляров. Но спрос оказался настолько высок, что часы были распроданы. Поэтому, было принято решение о производстве дополнительных часов Airman Quartz под новым, дочерним брендом «Falcon», которое продолжалось до 2000-х годов.
В 1998 году было представлено следующее поколение часов — Glycine Airman 2000. В духе нового времени, они получили увеличенный 42-миллиметровый корпус, и автоматический калибр ETA 2893. Чуть позже, во время моды на «оверсайз» часы, появилась модель диаметром 46 мм.
Glycine выпустила несколько интересных, а подчас и странных часов Airman в 1990-х и 2000-х годах с несколькими часовыми поясами. В 2002 году были представлены Airman 7 с тремя механизмами, одновременно отображающими время в четырех часовых поясах. В 2014 году Glycine выпустила хронограф Airman Airfighter. Впрочем, подавляющее число любителей часов, отдавали предпочтение модели Airman 18, а позже Airman 1 и Purist, с классическим дизайном, оснащенные ETA 2893, с 24-часовым циферблатом и вторым часовым поясом на безеле (хотя и тут не обошлось без изысков).
В 2016 году Invicta Group приобрела компанию Glycine, но, несмотря на опасения многих почитателей бренда по поводу данной сделки, никаких кардиальных изменений в «худшую сторону» не произошло. Более того, теперь часы Glycine можно приобрести с огромными скидками на различных интернет площадках 😉
Пожалуй, пришло время закончит с предысторией этой культовой модели и перейти непосредственно к обзору моих личных часов Glycine Airman Vintage The Chief GMT GL0467, упомянутых в самом начале статьи.
Часы принадлежат к линейке Vintage, созданной для желающих приобрести модель в близком к историческому дизайне. Название «The Chief», которое наносилось циферблат некоторых часов начиная с 1960-х годов, они получили в честь Военно-морского звания США, потому, что Airman-ы активно поставлялись пилотам палубной авиации. Наиболее приближенными к тем часам, можно назвать модели серии Purist, в вариантах с 36-миллиметровым корпусом, акриловым стеклом, классическим 24-часовым отображением времени и дополнительного часового пояса, а также со способной некоторых отпугнуть, не совсем-то и исторической водозащитой всего 1 атм! (10 метров). Несмотря на длинные ушки, визуально небольшой размер, дополнительно скрадывает безель и поэтому, модель вряд ли подойдет обладателям даже средних запястий.
Рассматриваемые же сегодня Airman, принадлежат к серии The Chief GMT с 40-миллиметровым корпусом, которая получила традиционное 12-часовое отображение времени и GMT-стрелку, благодаря которой, а также внутренней 24-часовой шкале и аналогично размеченному двунаправленному безелю, позволяет контролировать время одновременно в трех часовых поясах (если вам это надо). Данные часы были созданы в первую очередь для тех, кому ментально трудно переключаться с классической схемы считывания времени на 24-часовую, особенно при постоянной ротации на запястье часов из собственного многочисленного сета с традиционным 12-часовым циферблатом :).
Glycine Airman Vintage The Chief GMT поставляются в большой коробке с картонной «суперобложкой». В комплект входит гарантия и две книжечки-инструкции сразу на все часы модельного ряда.
Производитель предлагает модель на сетчатом «миланском» браслете, нейлоновом NATO ремешке, либо фактурном кожаном, как в данном случае.
Также, хотелось бы увидеть в качестве еще одной опции, эластичный металлический браслет Fixo-Flex с плотно прилегающими к корпусу крайними звеньями, с которым некогда часы поставлялись в 50-е и 60-е года.
С фронтальной части стальной корпус сатинирован, а вот боковые поверхности отполированы. Диаметр составляет 40 мм, расстояние от ушка к ушку 49,2 мм, ширина между дужками 22 мм, а толщина 12 мм, включая шикарное, куполообразной формы сапфировое стекло, напоминающее винтажный плексиглас. Водонепроницаемость составляющая всего 30 метров, сейчас по большей части, характерна для «костюмников» из категории Haute Horlogerie, чем для «инструментальных часов». Впрочем, для «пилотов» приемлемо.
На правой боковой поверхности расположена не завинчиваемая заводная головка, а ниже ее, находится завинчиваемая коронка с прижимной зубчатой пластиной, которая фиксирует вращающийся в обе стороны безель с 24-часовой разметкой, в необходимом пользователю положении. Безель слегка утоплен в узкие канавки на дужках, которые загнуты вниз и расширяются к краю. На фото можно заметить, что отверстие для шпилек, сделано не на краю, как можно было ожидать, а несколько дальше, что значительно сокращает размер щели между ремешком и корпусом. Некоторые производители, делают по два отверстия на каждой дужке, позволяя владельцу самому решать которое ему подойдет в каждом конкретном случае.
Благодаря данным дужками часы относительно комфортно лежат на моем 18,5 см запястье, но для людей имеющие более скромный размер руки, возможно, стоит посмотреть в сторону 36-миллиметровых вариантов.
Теперь перейдем к циферблату, который в данном случае имеет матово-белый цвет. Печать четкая, по периметру нанесена крупная 24-часовая разметка, которая поначалу, до момента «адаптации», может служить отвлекающим фактором при считывании текущего, «местного» времени в 12-часовом формате. Упомянутой шкале отвечает узкая, полностью черная GMT-стрелка. Некоторые владельцы самостоятельно модифицируют ее, самостоятельно окрашивая ее в более контрастный красный оттенок, но лично мне, вполне по душе этот монохромный, винтажно-инструментальный облик.
Черным цветом также выделены контуры широкой часовой стрелки с треугольным наконечником, узкой минутной в форме шприца, а также всех меток, над частью которых нанесены арабские числовые значения минут. В позиции на «3 часа», находится глубоко утопленный указатель даты с обозначениями чисел месяца красным цветом как у исторических моделей, поэтому при недостаточном освещении, ее не слишком хорошо видно.
Стрелки и метки покрыты люминесцирующим составом Super-LumiNova цвета старой радиевой краски.
Под скромно оформленной завинчиваемой задней крышкой находится автоматический калибр, который бренд уже много лет именует GL293. Изначально он базировался на ETA 2893, потом на Sellita SW330-1, а с недавнего времени, на его модифицированной версии — Sellita SW330-2. Механизм имеет 25 камней, балансовую частоту 28800 пк/ч и запас хода до 56 часов. В моем случае, при полном заводе часы работают около 55 часов, а точность хода составляет -2 сек. в сутки.
В заключении хотел бы добавить, лично мне очень нравятся эти часы, несмотря на озвученные отдельные недостатки. Вот уже практически месяц я их почти не снимаю с руки, экспериментируя с различными ремешками, чего за собой давно не замечал 🙂 Впрочем, тут возможно определенную роль играет и моя страсть к инструментальным часам, особенно выполненных с изрядной толикой ретро-стилистики. На разных торговых площадках Glycine Airman Vintage The Chief GMT GL0467 предлагаются за 600-800 долларов США. При наличии купонов и в периоды скидок, их можно приобрести еще немного дешевле.
«…На разных торговых площадках Glycine Airman Vintage The Chief GMT GL0467 предлагаются за 600-800 долларов США…»
маркетологоведы, поясните пжст. а в чем тайный смысл вот этого типа лохо-маркетинга ?? когда я (производитель) выставляю на оф.сайте ценник в 2,2 касаря, но при этом каждая собака(кошка и ворона) в городе знают — открой соседний сайт и там будет все тоже самое в 4 (карл млин) раза дешевле ?? имхо но это какое-то странное отношение к потенциальному покупателю: ну тоись в начале разговора у нас вроде совсем не эконом-класс часы с богатой историей, но в итоге… нет… по цене все таки дешман-эконом..