Военные часы Вимса и их современное прочтение от Undone
Возможно, одним из наиболее ярких моментов в фильме Дюнкерк 2017 года с точки зрения любителя часов были мелькавшие на запястье Тома Харди часы Omega CK2129 с характерным безелем Вимса.
Однако, несмотря на утверждения, что для съёмок была использована реальная историческая модель, часы были раскритикованы специалистами за неточности по сравнению с оригиналом, в частности касаемо безеля, сходясь во мнении, что в данном случае это был лишь специально изготовленный реквизит.
Недавно компания Undone, не успев отойти от японских мотивов, переключилась с самураев на британских рыцарей неба времён Второй мировой войны. Марка решила воплотить собственное видение пилотской классики в модели Undone Aero, однако прежде чем перейти к её рассмотрению, давайте немного окунёмся в историю.
У истоков стоял офицер ВМС США Филипп ван Хорн Вимс (Phillip Van Horn Weems).
В двадцатых годах он разработал первую версию своей знаменитой «Системы навигации Вимса» («Weems System of Navigation»). Её целью было упростить авиационную навигацию или, как он её назвал, «авигацию», при этом делая процесс получения необходимых данных значительно быстрее и точнее. В 1929 году Филипп Вимс совместно с Longines создал часы для морской навигации «Weems Second-Setting Watch». Они также завоевали популярность у пилотов, быстро став аэронавигационным инструментом. Отличительной особенностью этих 48-миллиметровых часов, стал вращающийся внутренний диск. Пилоты, слушая по радио сигналы точного времени, выставляли заводной головкой точное время. Вращающийся внутренний диск отображал правильное время в минутах и графически показывал погрешность от первоначально установленного времени.
В какой-то мере судьбоносным стало знакомство с Чарльзом Линдбергом (Charles Augustus Lindbergh Jr.). Последний, основываясь на своем опыте полетов над Атлантическим океаном, предложил улучшить часы, лично сделав несколько черновых набросков. Разработка началась в 1929 году, далее была подана заявка на патент.
В 1931 году была представлена финальная усовершенствованная версия. Часы, названные «Lindbergh Hour Angle», позволяли пилоту уверенно определять своё местоположение даже в условиях открытого океана без видимых ориентиров.
Участие столь значимой и популярной личности, как Линдберг, стало отличной рекламой для Longines, чем они не преминули воспользоваться – часы покупали не только гражданские и военные пилоты, но и простые люди, желавшие прикоснуться к легенде.
Однако не всё было так просто, использовать данные часы в полной мере мог только обученный и хорошо подготовленный пилот. В боевой обстановке их сложность была избыточной, а внешний вид казался вычурным и неуместным военному командованию.
К началу 30-х годов стало понятно, сколь важным являлось чёткое взаимодействие пилотов одного звена или даже эскадрильи как между собой, так и с наземными и морскими силами. Чёткое следование времени – важный фактор, синхронизация часов с передаваемыми по радио сигналами стала неотъемлемым элементом. Однако на то время часы со стоп-секундой (хаком) были чрезвычайно редки и являлись скорее экзотикой. Филипп Вимс предложил простое и дешёвое решение – снабдить часы вращающимся безелем, размеченным на 60 делений, вращением которого можно синхронизировать часы. Кроме того, с помощью безеля можно было засекать определённые отрезки времени, что до некоторой степени позволяло отказаться от дорогих и капризных хронографов.
А чтобы избежать случайного смещения безеля, например, рукавом лётной куртки или перчаткой, была разработана простая система запирания дополнительной завинчивающейся головкой.
Эти часы стали выпускать одновременно для военного и гражданского рынков.
Для Военно-воздушного корпуса армии США часы Weems A-11 начали производиться в соответствии с военной спецификацией США 27834, опубликованной в августе 1937 года. Они имели скромный размер 27 мм. Считается, что было произведено чуть более 1000 штук. Циферблат обычно стерильный, но в редких случаях подписывается Longines.
Небольшая часть из них обладала запирающей безель коронкой, размещённой в положении на «2 часа», а не на «4», как обычно.
С началом войны начались поставки в Британию, однако английские пилоты сочли модель A-11 Weems слишком маленькими при диаметре 27 мм, но оказалось, что Longines производили 34-мм версию с 1937 года для розничной продажи.
Королевские ВВС с 1940 года решили закупать 34-миллиметровые версии для пилотов, на задней части корпуса наносилась гравировка 6B/159. На фото сверху приведено изображение оригинального документа заказа на Omega Weems CK 2129, 6B/159 от 5 января 1940 года. Часы поначалу комплектовали кожаными ремешками. Они получили официальное британское обозначение Mk. VIIA. Все ранние часы имели вращающийся безель Вимса, но некоторые из более поздних моделей лишились запирающей головки, а позже поступали на фронт даже без ранта. Издержки экономики военного времени.
Weems 6B/159 спецификации Mk. VIIA должны были соответствовать следующим требованиям стандарта G.535:
Механизм нужно было заводить с помощью заводной головки, а не с помощью отдельного ключа. Механизм обязан был иметь запас хода не менее 36 часов при полном заводе. Стрелки изготовлены вороненой стали, в наличии – вращающийся люнет. Корпус мог быть произведён из стали, хрома или латуни. Циферблат должен быть светло-серебристым или белым. Точность хода должна соответствовать следующим требованиям: через три часа +/- 3 секунды, через шесть часов +/- 5 секунд, через двенадцать часов +/- 8 секунд и через 24 часа +/- 15 секунд.
В соответствии с этой спецификацией было произведено около 7000 часов Weems 6B/159, каждый из которых имел индивидуальный номер xxxx / 40 на задней крышке корпуса.
Естественно, одна компания не могла полностью удовлетворить спрос Королевских ВВС на часы, поэтому заказ был распределён на пять производителей: Longines, Omega, Jager-LeCoultre, Zenith и Movado (первые считаются самыми массовыми, последние – наиболее редкими).
Кроме положенных по военному стандарту маркировок, часы на задней крышке имели гравировки «Goldsmiths & Silversmiths» – занимавшаяся закупками для правительства организация, и «AM» – Ministry of Air Force.
Помимо стандартных, существовало множество экзотических вариантов этих часов, детальное описание всех нюансов и особенностей которых займёт слишком много времени и представляет интерес лишь для серьёзных коллекционеров, ведь производство продолжалось и после войны.
В любом случае, это одни из первых военных часов, которые получили функциональный безель с полной разметкой и побывали в реальных боевых условиях. Этим они привлекают любителей часовой истории.
А теперь давайте взглянем на недавно представленную современную интерпретацию тех исторических часов, которая носит название Undone Aero.
Часы не являются ремейком или копией Weems, а скорее отдают дань уважения и становятся современным переосмыслением, вобравшим в себя, помимо прототипа, множество других дизайнерских элементов «пилотского часостроения». Aero доступны в двух вариантах исполнения под названиями Scientific и Commando.
Модель Scientific имеет кремовый циферблат, синёные стрелки-шприцы, арабские цифры у отметок «12», «3», «6» и «9 часов» и мелкие прямоугольные маркеры. Концентрические круги на циферблате служат для обозначения секунд, минут и часов, при этом каждая стрелка имеет определённую длину, чтобы указывать на соответствующий сектор.
Commando черпает вдохновение как в известных авиационных часах прошлого, так и в классических «полевых» часах. Чёрному циферблату с зернистой текстурой Undone придали выразительный вид искусственным патинированием, чтобы подчеркнуть винтажную атмосферу. Этот вариант получил более длинные и толстые стрелки, а часовая ещё имеет и обрубленный наконечник по примеру знаменитых Mark XII. Разметка полностью выполнена арабскими цифрами, за исключением «пилотского» треугольника с точками на «12 часов». По аналогии с «полевыми» моделями наличествует 24-часовая разметка красными цифрами.
Апертура даты отсутствует у обеих версий.
Стрелки и метки покрыты люминесцирующим составом бежевого цвета в стиле old radium.
В обоих случаях циферблат защищает куполообразное стекло из поликарбоната Lexan.
Вставка на безеле имеет довольно правильную с исторической точки зрения 60-секундную/минутную разметку. Цифра «60» окрашена в красный цвет.
В положении на «2 часа» расположена головка, запирающая безель от случайного вращения, а в традиционном месте на «3 часа» находится заводная головка восьмигранной формы с логотипом на торце, что является «самодеятельностью» Undone.
Диаметр сатинированного корпуса с полированными гранями составляет универсальные 40 мм, толщина, включая выпуклое стекло – 15 мм, расстояние от верхнего до нижнего края дужки (lug to lug) 48 мм, межу самими дужками 20 мм. Вес часов 66 грамм, водозащита 100 метров.
Задняя крышка немного разочаровывает, прозрачное окошко в ней демонстрирует никак не декорированный механизм Seiko NH35A. Нынче микробренды по крайней мере устанавливают кастомный ротор, а уж лётная тематика могла бы послужить отличным источником для красивой гравировки на заднюю крышку.
Часы Scientific комплектуются коричневым кожаным ремешком, а Commando – тканевым. Оба варианта поставляются в коробке с выдвижной внутренней частью на кнопке. Розничная цена Aero Scientific и Aero Commando составляет 365 долларов США.
Константин М.
> Однако на то время часы со стоп-секундой (хаком) были чрезвычайно редки и являлись скорее экзотикой.
Вспомнился Патек, который в Наутилус (стоит неприличных денег) до сих пор ставит механизм без стоп-секунды.
В AP Royal Oak дата переводится до сих пор как на Востоках — вручную
Об этом не знал. Смотрим цены на вторичке и удивляемся людям, которые всё это покупают.
За цену того же 5711 можно такую коллекцию для всех ситуаций собрать — закачаешься.
Только вот второго такого Дженты так и не появилось
Считаю, что это во многом результат грамотного пиара и малой серии с большой ценой. Безволосым безхвостным обезьянам надо же выделяться среди себе подобных. Отлично получается выделяться вещами. И чем менее доступна вещь, тем она лучше подходит. Покупают же кроссовки лимитированных серий за миллионы рублей — всё потому же.
Подозреваю, что выпусти такой же дизайн не Патек и Адемар, а кто-нибудь третьеуровневый вроде Tissot/Certina/Hamilton и продавай по 1000 долларов за штуку, никто и внимания не обратил бы.
По-разному бывает. За определенными моделями того же Хамильтона или той же Сейко тоже неплохо гоняются. Но не буду спорить, что лакшери сегмент во многом построен на комплексах людей.