Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Иногда создаётся стойкое впечатление, что современной часовой индустрией, из тени руководит могущественный некромант, по воле которого восстают из небытия, давно сгинувшие бренды и отдельные модели, о которых не вспоминают даже те, кто некогда их производил. Но случается и так, что один из «воскресших» поднимает и влечёт за собой к свету, на свободу из пыльного склепа своих давних соперников. В статье о недавно возрождённых Tornek-Rayville, в девичестве Blancpain Fifty Fathoms ставших путём некоторых манипуляций «американским» брендом, упоминается некая модель Bulova, проигравшая гонку за военный заказ, но которая была фаворитом в самом начале, имея серьёзный гандикап. Вкратце напомню эту историю.

5 декабря 1955 года Судовое бюро разработало спецификации водолазных часов MIL-SHIPS-W-2181, предназначенных для подразделений Explosive Ordnance Divers (EOD) и Demolition Team (UDT).

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

ВМС США обратились с просьбой о разработке прототипов к компании Bulova, председателем которой в то время был генерал Омар Брэдли в отставке (на фото сидит справа, рядом с Арде Булова), имевший обширные связи в военных кругах.

Пока Bulova проектировали эти часы, U.S. Navy’s Experimental Diving Unit (NEDU) решили провести оценку трёх имевшихся в свободной продаже часов для дайвинга, чтобы дать рекомендации по их ограниченному, и как предполагалось, временному использованию. Строгим испытаниям подвергли Rolex Submariner, Enicar Sea Pearl 600 и Blancpain Fifty Fathoms. В итоговом отчете об испытаниях (проект NS 186-200, подзадача 4, испытание 43, от 15 июля 1958 г.) только Blancpain получили оценку отлично, отвечая всем критериям. Таким образом, Fifty Fathoms были рекомендованы для эксплуатации военными водолазами, пока Bulova не представит свой вариант.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Чтобы обойти ограничения федерального «Закона о покупках в Америке» импортер часов из Нью-Йорка Аллен В. Торнек, дабы соблюсти необходимые формальности,  организовал небольшую испытательную лабораторию с тем, чтобы часы тестировались и сертифицировались на территории США, а также предложил Blancpain нанести на циферблат название «Tornek-Rayville US» и поставлять часы через его компанию.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Касательно дальнейших событий есть несколько версий. Bulova утверждает, что представила свои первые три прототипа в NEDU (Navy Experimental Diving Unit) для испытаний в мае 1957 года. Часы имели индикатор протечки на циферблате, отличались двухсекционной водонепроницаемой задней крышкой, толстым латунным антимагнитным держателем корпуса, и оснащены недавно разработанным механизмом с 17-ю камнями и ручным заводом — 10 BPCHN, с особым механизмом сцепления, который предотвращал чрезмерный завод часов. Еще одна небольшая партия прототипов была доставлена ​​в 1958 году для полевых испытаний водолазным подразделением и отрядом подводников UDT-21 ВМФ. По словам бренда, прототипы удачно прошли всесторонние и тщательные испытания, и выдержали погружение на глубину 392 фута (весьма значительная цифра по тем временам). В отчетах ВМФ были даны рекомендации по доработке часов, сведения о них даже были опубликованы «BUREAU OF SHIPS JOURNAL» за декабрь 1959 г., т. 8.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Но компания Bulova посчитала, что контракт не принесёт выгоды, требовалось всего не более 1000 экземпляров часов, и решила прекратить разработку. Впрочем, все имевшиеся на тот момент изготовленные образцы MIL-SHIPS-W-2181, все же были переданы ВМФ.

Другая версия истории гласит, что в результате испытаний Bulova MIL-SHIPS-W-2181 проведённых в 1959 году, два из трёх безелей были утеряны, а одни из часов вообще перестали работать. Упомянутые же Fifty Fathoms (Tornek-Rayville) ранее безупречно прошедшие тесты, были ещё и намного дешевле, что и склонило чашу весов в их пользу.

Известно, что в настоящее время сохранились всего 12 оригинальных часов плюс пустой корпус. Естественно, что ныне они являются настоящим Граалем для ценителей винтажных военных часов, например, таких как Адам Виктор (Adam Victor) из Нью-Йорка у которого в коллекции до недавнего времени было 5 экземпляров. Именно он после встречи с Майклом Бенавенте, управляющим директором Bulova летом 2019 года, стал главным инициатором возрождения исторических MIL-SHIPS-W-2181, которые недавно и были переизданы.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Современные Bulova Mil-Ships принадлежащие «Архивной серии» имеют максимально приближенный к оригиналу 1957 года облик.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Простой, утилитарной формы корпус с пескоструйной обработкой, имеет диаметр  41 мм. Ширина между дужками со сквозными отверстиями для шпилек всего 16 мм, и это, на мой взгляд, едва ли не единственный их недостаток. В данном случае можно было немного отойти от принципов исторической достоверности, и увеличить ширину хотя бы до 18-20 мм.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Благодаря сильновыпуклому, куполообразному сапфировому стеклу, толщина модели достигает аналогичных значений — 16 мм для лимитированной версии с механизмом Sellita (оснащённые Miyota имеют толщину 14,5 мм). Как у прототипа 50-х годов, безель с зубчатой насечкой, оснащен системой запирания, благодаря которой его вращение возможно лишь при нажатии вниз. Водозащита составляет 200 метров.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Циферблат имеет дайверский классический лаконичный дизайн, с треугольной меткой на «12» часов, прямоугольниками на «3», «6» и «9», и остальными индексами круглой формы. Стрелки частично «кафедрального» стиля, характерного для множества моделей Bulova.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Над меткой «6 часов» находится полностью функциональный индикатор влаги. Эта двухцветная преимущественно бумажная наклейка была особенностью некоторых военных дайверских часов того периода. Она меняла цвет в случае проникновения внутрь часов воды, и сигнализировала, что их показаниям доверять нельзя. Стрелки и метки покрыты люминесцирующим составом Super-LumiNova бежевого цвета, напоминающего радиевую краску.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Задняя крышка, состоящая из двух деталей как у старых часов, имеет тисненое изображение водолазного шлема.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Это же шлем служит коробкой для лимитированной версии часов Bulova MIL-SHIPS-W-2181 (ref. 98A265), выпущенной тиражом в 1000 экземпляров, которая оснащена швейцарским автоматическим калибром механизмом Sellita SW200, с запасом хода 38 часов.  Цена данной версии составляет 1990 долларов.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Кроме того, есть неограниченная в количестве серийная модель, поставляемая на тёмно-синем текстильном ремешке, оснащённая механизмом Miyota 82S0 с 42-часовым запасом хода, по цене 895 долларов. За исключением механизма, часы практически идентичны, и каждая модель поставляется с уникальным буклетом, рассказывающим об истории Bulova MIL-SHIPS-W-2181.

Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

Обе версии имеют 3-летнюю ограниченную гарантию и, на мой взгляд, часы выглядят даже несколько интереснее рассмотренных ранее Tornek-Rayville TR-660.

https://www.bulova.com

Константин М.

5 thoughts on “Bulova MIL-SHIPS-W-2181. Прототип, который пошел в серию спустя 64 года

  • -Над меткой «6 часов» находится полностью функциональный индикатор влаги.

    Интересно, что тут Бул0ва вполне себе щёлкнула по носу известного в узких (и не очень) кругах Билла Яо (MkII), взявшегося за воскрешение легендарных TornekRayville TR-660, но испортившего их фейковым индикатором влаги.. который только мозолит глаза.

    -16 мм для лимитированной версии с механизмом Sellit@ (оснащённые Miyot@ имеют толщину 14,5 мм)

    Вот это тоже интересно. Я думаю, многие по этой причине предпочтут не-лимитку 🙂

    Ответ
  • -Над меткой «6 часов» находится полностью функциональный индикатор влаги.

    Интересно, что тут Бул0ва вполне себе щёлкнула по носу известного в узких (и не очень) кругах Билла Яо (MkII), взявшегося за воскрешение легендарных TornekRayville TR-660, но испортившего их фейковым индикатором влаги.. который только мозолит глаза.

    Ответ
  • Ой-ой-ой, я за подробную «некромантию», даже за 800 долларов. Узкий ремешок, нет защитных наплывов у заводной головки, сквозные отверстия в дужках, отличный цифер, чёрт, красота)

    Ответ
    • Ремешок очень уж узкий, как по мне. А цена скоро будет по ниже, где-нить на Джомашоп…

      Ответ
  • Класс! Ещё бы плекси и все идеально!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *