Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Выход свежей лимитки от компании Spinnaker был приурочен к весьма значимому событию, 23 января 1960 года человек смог впервые в истории достигнуть дна Марианской впадины, совершив погружение на глубину 10919 метров. Название часов Piccard, можно считать посвящением сразу двум людям – отцу и сыну, которые внесли значительный вклад в данное событие.

Как всегда, небольшое предупреждение: тот, кто не желает читать совсем небольшую «прелюдию», а перейти непосредственно к часам, может пролистать вниз, ибо здесь будет много информации, которая скорее предназначена для техно-романтиков, и любителей историй о покорении глубин :).

С 1872 по 1876 годы на парусно-паровом корвете «Челленджер» проводилась научная экспедиция, которая принесла множество открытий, позже послуживших основой океанографии. Идея экспедиции принадлежала шотландскому биологу Эдинбургского университета Чарльзу Уайвиллу Томсону.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Военно-морской флот предоставил Королевскому научному обществу судно «Челленджер», которое было переоборудовано для научных целей: его оснастили биологическими и химическими лабораториями, лебёдками, средствами для измерения глубин, взятия проб грунта и воды, определения температуры воды. Корабль под командованием капитана Джорджа Нэрса вышел из Портсмута 21 декабря 1872 года. Путь, пройденный экспедицией «Челленджера», составлял около 70 тыс. морских миль, на протяжении которых экипаж занимался научными изысканиями. Итоги путешествия были изложены в отчете «Report Of The Scientific Results of the Exploring Voyage of H.M.S. Challenger during the years 1873-76», где, среди других открытий, было описано свыше 4000 новых видов морских обитателей.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Именно в процессе данной экспедиции,  впервые, в 1875 году, было проведено изучение и измерение Марианского желоба. Тогда, с помощью глубоководного лота, установили глубину 8367 метров (при повторном промере — 8184 м). Английская экспедиция 1951 года, на научно-исследовательском судне, по счастливому совпадению также называвшегося «Челленджер», с помощью эхолота зафиксировала максимальную глубину 10 863 метра. А в 1957 году во время 25-го рейса советского научно-исследовательского судна «Витязь», под руководством Алексея Дмитриевича Добровольского, была установлена максимальная глубина 11 022 метра.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Конечно же, покорить этот подводный рубеж стало заманчивой идеей для человечества. Была нужна серьезная техника, простому водолазу этой глубины не достичь.

В теории, именно шарообразный глубоководный аппарат более всего подходил на эту роль, ибо его форма позволила бы лучше всего противостоять чудовищному давлению. Первый такой опыт проделал в 1865 году французский конструктор Базен, погрузившийся в металлической сфере на глубину 75 метров. В 1892 году на глубину 165 м спуск в батисфере осуществлен итальянцем Бальзамелло в Средиземном море. А в 1911 году, там же, американский инженер Г. Гартман достиг глубины 458 м.

В 1928 году американский изобретатель Отис Бартон начал разрабатывать батисферу, которая могла бы достичь недоступных обычным  подводным лодкам глубин,  для  натуралиста Уильяма Биби, собиравшегося провести исследования океанского дна в районе Бермудских островов.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Было создано сферическое устройство способное выдержать значительное давление. Его  диаметр составлял 135 см, толщина стенок около 4 см и вес 2,5 тонны. В батисфере имелись три круглых иллюминатора из кварцевого стекла диаметром 20 см и толщиной 7,6 см, а также люк диаметром 36 см.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

В 1930 году Бартон и Биби осуществили первые погружения. 15 августа 1934 года исследователи достигли глубины 923 метра. Рекорд продержался до лета 1949 года, когда Бартон в одно лицо, в батисфере усовершенствованной конструкции опустился на глубину 1372 метра у побережья Калифорнии.

А теперь обратим свой взор на швейцарского ученого, физика Огюста Пиккара. В 1930 для исследования верхних слоев атмосферы он  занялся разработкой стратостата — воздушного шара, оборудованного сферической герметичной гондолой из алюминия, позволяющей совершать полеты при сохранении нормального давления внутри гондолы. Проектирование и создание гондолы было осуществлено при поддержке бельгийской организации Fonds National de la Recherche Scientifique (FNRS), в честь которой она была названа FNRS-1.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

27 мая 1931 года, Пиккару со своим помощником, инженером Паулем Кипфером, удалось подняться на высоту 15781 метр. Пиккар был разносторонним человеком, в тридцатые годы, одновременно с покорением неба, его сильно заинтересовали и подводные исследования. Главный недостатком всех батисфер было то, что экипаж лишен всякой возможности самостоятельного управления — спуск и подъем осуществляется механизмами обеспечивающего судна. Успехи в аэронавтике, подтолкнули ученого к созданию подводного аппарата – позже получившего название батискаф, принцип работы которого был весьма близок к таковому у стратостата. Пиккар предположил, что вертикальные перемещения стратостата и батискафа подчинены одной общей закономерности — при спуске и подъеме тот и другой испытывают воздействие изменяющегося наружного давления. Стратостат движется в атмосфере благодаря баллону, наполненному легким газом. Аналогично батискаф должен иметь баллон, своего рода поплавок, наполненный веществом более легким, чем морская вода. В 1937 году он сконструировал небольшую стальную гондолу, способную выдерживать большое давление. Дальнейшие работы были прерваны начавшейся войной, и разработка была завершена только в 1945 году.

Батискаф, представлял собой высокопрочную герметичную стальную капсулу для экипажа, которая прикреплялась к большому поплавку, наполненному бензином для обеспечения положительной плавучести. Для погружения использовалось несколько тонн стального или чугунного балласта в виде дроби, удерживаемого в бункерах электромагнитами. Для уменьшения скорости погружения и для всплытия ток в электромагнитах отключался, и часть дроби высыпалась. Такой механизм обеспечивал всплытие даже в случае отказа оборудования, через определенное время просто разряжались аккумуляторы и вся дробь высыпалась. Чудесное инженерное решение! Для горизонтального перемещения служил небольшой гребной винт, приводимый в действие электромотором. Аппарат был назван FNRS-2, совершил несколько погружений в 1948, после чего, в 1950-м, был передан французскому флоту. В 1954 году, после некоторых доработок, аппарат с экипажем на борту совершил погружение на 4176 м.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

С учетом накопленного опыта при разработке FNRS-2, Огюст Пиккар приступил к проектированию и разработке своего следующего батискафа «Триест». Большую помощь в постройке батискафа оказал его сын, Жак Пиккар. Аппарат был назван в честь итальянского города Триест, в котором были произведены основные работы по его созданию. «Триест» был спущен на воду в августе 1953 и совершил несколько погружений в Средиземном море с 1953 по 1957 год. Основным пилотом стал Жак Пиккар, но в первых погружениях также участвовал его отец, Огюст Пиккар, которому уже исполнилось 69 лет. В одном из погружений аппарат достиг рекордной на тот момент глубины 3150 м.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Батискаф «Триест» не имел принципиальных отличий от строящегося одновременно батискафа FNRS-3, так как в разработке обоих принимал участие Огюст Пиккар. Корпус поплавка имеет форму, близкую к цилиндрической, на носу и на корме установлены обтекатели. Изготовлен из стального листа толщиной 5 мм и судового набора. Поплавок разделён на 14 отсеков, носовой и кормовой отсеки — цистерны водяного балласта, при погружении они заполняются водой (воздух сбрасывается через клапан), после всплытия на поверхность балластные цистерны продуваются сжатым воздухом, увеличивается плавучесть, палуба поднимается над водой.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Двенадцать отсеков заполнены бензином. Бензин и морская вода не сообщаются друг с другом и разделены эластичной перегородкой, давление передается на бензин. Эластичная перегородка позволяет бензину сжиматься на глубине, таким образом, металл поплавка батискафа испытывает только механические нагрузки при движении судна, гидростатическое давление внутри и снаружи поплавка полностью компенсировано. Центральный отсек имеет компенсирующую цистерну, сверху частично заполненную бензином, снизу частично морской водой. Часть бензина для уменьшения плавучести может быть выпущена за борт, его место занимает вода. Компенсирующая цистерна имеет вид вертикальной трубы, толщина стенок 10 мм, к её нижнему основанию подвешивается гондола. Так как на больших глубинах огромное давление воды сжимает гондолу, её наружный и внутренний диаметр несколько уменьшается. Поэтому гондола крепится к компенсирующей цистерне стальными лентами крест-накрест, допускающими некоторое смещение. С верхней палубы в гондолу ведет шахта диаметром 0,65 м с трапом, соединенная с гондолой «вестибюлем», обеспечивающим герметичное прилегание гондолы к шахте. При погружении шахта затапливается, в подводном положении свободно сообщается с забортной водой. Система погружения и всплытия состоит из двух бункеров со стальной или чугунной дробью. Сами бункеры удерживаются в корпусе поплавка электромагнитными защёлками, при отключении электрического тока или при разряде аккумуляторов происходит аварийный сброс бункеров. Для плавной остановки вблизи морского дна использовался гайдроп — расплетенный стальной канат. Когда «Триест» приближался к морскому дну, нижний свободно свисающий конец гайдропа ложился на дно, часть его веса «снималась» с корпуса батискафа, увеличивалась плавучесть. В определенный момент плавучесть становилась «нулевой» и подводный аппарат неподвижно зависал на некотором расстоянии от дна. При необходимости аварийного всплытия гайдроп можно было сбросить, отключив ток в электромагнитных защелках.

Первая гондола «Триеста» была сделана по образцу таковой у батискафа FNRS-3. Она имела сферическую форму и состояла из двух полусфер. Каждая полусфера отлита, прокована и обработана на прецизионном токарном карусельном станке. Полусферы склеены между собой эпоксидной смолой и стянуты стальными лентами.

В 1957 году во Франции началась разработка батискафа с предварительным названием B11000 (Bathyscaphe 11 000 метров) для погружения на предельную глубину Мирового океана, в дальнейшем корабль получил название «Архимед». Однако Огюст Пиккар опередил Францию, предложив модернизировать «Триест». «Архимеду» не довелось покорить «Бездну Челленджера».

В 1958 году батискаф «Триест» был куплен военно-морскими силами США за 250000 долларов, но основным пилотом батискафа «Триест» остался Жак Пиккар, к тому времени уже профессор и получивший большой опыт глубоководных погружений.   Было принято решение сделать новую гондолу, способную выдержать давление более 1100 атмосфер, позволяющую покорить Марианский желоб, кроме того, металл старой гондолы «устал». Заказ выполнил завод Круппа. Сфера состояла не из двух, а из трех частей: центрального кольца и двух куполообразных сегментов. Такое решение позволило уменьшить вес поковок и облегчить термическую обработку, необходимую для снятия остаточных напряжений. Иллюминаторы изготовлены из плексигласа, имеют форму усеченного конуса, малым основанием направленным внутрь. Отверстия для кабельных вводов также имеют форму конуса. Электрические кабели впаяны в пластмассовые конические пробки. Таким образом, чем больше забортное давление воды, тем сильнее люк, иллюминаторы и пробки электрических кабелей прижимаются к полусфере. В гондоле находятся баллоны со сжатым кислородом, приборы системы жизнеобеспечения и управления, научные приборы, приборы связи, аккумуляторы, места для двух членов экипажа.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Новая гондола позволяла «Триесту» опускаться на любые известные глубины, поэтому местом следующих погружений была выбрана Марианская впадина, в которой расположена наиболее глубокая точка Мирового океана. Эта серия погружений получила официальное кодовое название Проект «Нектон».

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

В 1959 году в район острова Гуам, вблизи самого глубокого места Марианского желоба, прибыла глубоководная экспедиция в составе вспомогательных судов «Люис» (на фото выше) и «Уонденкс». Последний буксировал за собой батискаф «Триест». После того, как место нахождения одиннадцатикилометровой глубины было с максимально возможной точностью определено, началось погружение. 23 января 1960 года, в 8 часов 23 минуты по местному времени, «Триест» принял водяной балласт и началось погружение на дно Марианского желоба. Вместе с Жаком Пиккаром в гондоле батискафа находился лейтенант ВМС США Дон Уолш.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Все прошло благополучно, хотя и не без шероховатостей. Глубины 100 метров достигли за 10 минут, затем корабль «завис» в слое холодной воды, пришлось выпустить часть бензина. Также остановки были на глубине 130 и 160 м. После 200 м начался спуск без остановок, сказалось сжатие и охлаждение бензина. До глубины 7800 м «Триест» погружался со средней скоростью 0,9 м/с, после сброса малой части стальной дроби скорость погружения на глубине 9000 м составляла 0,3 м/с. На глубине около четырех километров перестал работать ультразвуковой передатчик, обеспечивавший связь с кораблем, но вскоре связь заработала снова. На восьмом километре глубины лопнуло окно в соединительном тамбуре, но это не представляло опасности. В 13:06 местного времени конец гайдропа коснулся дна. Пришлось выпустить часть бензина, чтобы «приземлить» батискаф. Уолш по связи доложил, что «Триест» опустился на дно. Это было ровнее плотное дно Марианского желоба. Достигнутая глубина оказалась равной 10919 метрам. На глубине акванавты успели увидеть небольшую рыбу, похожую на камбалу, а также креветку. Погружение «Триеста» заняло 5 часов, подъем продолжался 3 часа 27 минут, общее время погружения составило 8 часов 25 минут.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Позже «Триест» совершил еще множество погружений, в частности участвовал в поиске потерпевшей аварию печально известной подводной лодки «Трешер», но это другая история. Нас, как любителей часов, больше всего интересует один немаловажный факт, что во время подводной миссии к корпусу батискафа были прикреплены часы Rolex Deep Sea Special, рассчитанные на то, чтобы выдерживать огромное давление воды.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Первое погружение Rolex-а совместно с батискафом состоялось 1953 году. Прикрепленные к корпусу подводного аппарата часы вначале побывали на глубине 1080 метров, а несколько позже достигли глубины 3150 метров. В 1956 году «Триест», и конечно часы, опустились на отметку в 3700 метров.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Было несколько версий часов, каждый раз инженеры Rolex делали конструкцию все совершеннее. Вот некоторые, из оставшихся «в живых» вариантов:

1 — DSS с белым циферблатом и номером 03 (хранятся в Смитсоновском музее, Вашингтон, округ Колумбия), подписанны Piccard & Walsh в 1960 году;

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

2  — с черным циферблатом,  с выгравированным номером 01 , caliber 1000 – mov. no. 419.251, проданы с аукциона Christie в 2005 году за 322400 швейцарских франков;

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

3  — с черным циферблатом, под номером 05, caliber 1000 -mov. no. 419.343 3 проданы на аукционе Christie в 2000 году за 113853 долл. США.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

А также Rolex DSS № 20, № 22, № 31 продан за $ 438 000 на Christies HK в 2009 году, № 32 калибр 1570 были проданы на Antiquorum в 2003 году за 124 500 швейцарских франков, № 35 с механизмом № 641867. Но ценят Rolex Deep Sea не за громкое имя, а скорее всего, как один из символов прогресса, позволившего человеку достигнуть ранее неизведанных глубин.

В целом, характеристики часов придерживались таких габаритов: диаметр 42,7 мм,  высота 36 мм, и почти такая же толщина), куполообразное толстое стекло из плексигласа достигало 18 мм! (но стекла были разной формы и толщины у разных прототипов).

Конечно же, Rolex Deep Sea Special — это экспериментальные часы, которые не были коммерчески доступны, но компания предоставила несколько моделей для своих  ключевых розничных продавцов, чтобы они могли привлекать клиентов выдающимися успехами бренда в водостойкости часов.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

После знаменитого погружения на дно Марианской впадины, с усовершенствованной версией часы Rolex Deep Sea Special закрепленной на внешней части гондолы, Жак Пикар отправил телеграмму в штаб-квартиру часовой компании: «Рад сообщить, что ваши часы работали на глубине 11 000 метров так же хорошо, как на суше».

 

Собственно даже не хомажем, а даже, скорее переосмыслением, той знаменитой модели и является герой нашей статьи Spinnaker Piccard Limited Edition, ибо дизайн и технические характеристики не позволяют их обвинять в абсолютном копировании.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

В массивных формах модели, конечно, чувствуется влияние дизайна DSS, однако часы вполне самобытны. Компанией Spinnaker представлены два варианта Piccard Limited Edition, оба имеют титановый корпус, что благодаря сниженному весу – 160 грамм, делает эти часы чуть более комфортными. Модель с каталожным номером SP-5082-02 имеет покрытие, имитирующее бронзу.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Диаметр сатинированного титанового корпуса часов составляет 47 мм, а толщина, включая толстое, куполообразное сапфировое стекло – 25 мм. Этот «пузырь» из-за сильной кривизны значительно снижает читабельность циферблата, но многих привлекает данная «фишка». От края верхней да края нижней дужки (lug to lug) 56 мм, ширина между дужками 26 мм.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Огромная заводная головка имеет на торце гравировку в виде фирменного логотипа марки, защитных наплывов на корпусе не предусмотрено. Не смотря на столь мощный корпус, водозащитой в отличие от знаменитого «источника вдохновения», эти часы обделили – «всего» 1000 метров. Не слишком впечатляет, тот же Helberg CH1, хомаж Deep Sea Special, обладал водозащитой 6000M / 600bar. Вероятно, такой микробренд как Spinnaker, не имеет технической возможности, должным образом протестировать часы таким огромным давлением. На боковой поверхности корпуса расположен автоматический гелиевый клапан.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Циферблат обеих версий часов имеет накладные часовые метки и декоративное кольцо, на котором в разных единицах измерения указан рейтинг глубины. Стрелки крупные, хорошо различимы и читаемы, в положении на «3» часа расположено окошко даты, которое, я считаю, не очень уместно в часах подобного плана. Стрелки и метки покрыты люминесцирующим составом SuperLuminova.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Завинчивающаяся титановая задняя крышка имеет глубокую, хорошо проработанную гравировку, изображающую батискаф «Триест». Часы оснащены швейцарским автоматическим калибром Sellita SW200.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

Spinnaker Piccard Limited Edition поставляются в подарочной деревянной коробке, в комплекте наличествуют два ремешка, кожаный и резиновый, а также инструмент для их замены. Серия выпущена ограниченным тиражом в количестве 300 индивидуально пронумерованных экземпляров. Цена любой из версий составляет $950 долларов.

Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

https://www.spinnaker-watches.com/

Damarkos (Константин М.)

2 thoughts on “Spinnaker Piccard к 60-летнему юбилею погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину

  • Кувалда 56 мм в длину и 25 мм толщиной и всего 600М, хм. Какие-нибудь Мидо Оушн Стар с такой же WR при этом вполне носибельны, а не для забивания гвоздей)
    P.S. А за экскурс в историю спасибо.

    Ответ
  • Спасибо, познавательно.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *