Marathon Navigator SSNAV-D – возвращение к истокам
Предпоследняя неделя апреля преподнесла приятный сюрприз любителям милитари часов и непосредственно канадской марки Marathon – одной из немногих на сегодняшний день компаний, которая до сих пор является официальным поставщиком вооруженных сил. Представленные в указанный период Marathon Navigator SSNAV-D являются современным переизданием первой версии данных часов для пилотов, выпущенных в 1986 году и обладавших в отличие от более поздних, стальным корпусом. Кроме того, исторические часы ценимы коллекционерами за то, что никогда официально не проступали на гражданский рынок.
По сути, Marathon Navigator являлись прямым потомком Benrus, производившихся в семидесятых годах в соответствии со военным стандартом MIL-W-50717, который требовал от часов, возможности безупречно функционировать, как на глубине 1200 футов под водой, так и на высоте 35000 футов. Они предназначались в первую очередь для специальных подразделений, включая U.S. Navy UDT/SEALs, U.S. Navy EOD, водолазов ВМС США, армейских рейнджеров, зелёных беретов и оперативников ЦРУ. Их разновидность именованная как Type II, с арабскими часовыми индексами и 24-часовой шкалой на циферблате, выдавалась пилотам истребителей и морским пехотинцам.
Marathon Navigator появились в результате сотрудничества между канадским дистрибьютором часов Wein Brothers и одной из старейших швейцарских часовых марок Gallet. В начале 80-х, Wein Brothers заключили партнерский контракт с Gallet на создание надежных часов для поставок вооруженным силам США и Канады. Часы получили ранее принадлежавшее Gallet название Marathon, но у ранних вариантов, на циферблатах присутствовала занятная надпись «Adanac», то есть Canada (Канада) наоборот.
При взгляде на них, сходство с Benrus Type II не вызывает сомнений. Диаметр стального корпуса, имевшего ассиметричную форму (в первую очередь для защиты заводной головки) составлял 42 мм, расстояние от ушка к ушку 47,5 мм, ширина между дужками 19,25 мм, а толщина, включая выпуклый акрил — 11,75 мм. Водонепроницаемость: 6 атм (198 футов). Часы были оснащены кварцевым механизмом Harley Ronda 373, доступ к батарее обеспечивался через небольшой «люк» в задней крышке с широкой прорезью под монету.
Двунаправленный безель с 12-часовой (или скорее 11-часовой) разметкой, кроме засекания отрезков времени, мог ограничено служить в качестве указателя второго часового пояса. Первоначально в качестве светонакопительной массы использовали тритиевую краску. Самая первая партия, так называемых Adanac Navigator, была закуплена по единому контракту F41608-85-D-0179, центром логистики Сан-Антонио, для базирующихся на авиабазе Келли в Техасе, пилотов ВВС США. В период с 1987 по 1988 год, было выпущено 8608 экземпляров ранних моделей.
Позже, с появлением новой технологии подсветки GTLS (gaseous tritium light source) — заполненных газообразным тритием герметичных колб из боросиликатного стекла (тригалайты), на внутреннюю поверхность которых нанесён тонкий слой люминофора, и принятием 31 мая 1989 нового стандарта MIL-W-46374E, часы стали оснащать уже этим типом подсветки и они стали носить привычное имя Marathon.
Стальные Marathon Navigator с тригалайтами, выдавались пилотам ВВС и ВМС США во время операции «Буря в пустыне». Данные модели были произведены в гораздо больших количествах, примерно 30 000 штук, в период с 1988 по 1991 год. Все они были заказаны Агентством логистики Министерства обороны, DLA-Aviation (Ричмонд, штат Вирджиния). С выходом в октябре 1991 года стандарта MIL-W-46374F, все стальные версии стали постепенно заменять на более дешевые, произведенные из композитного пластика, которые мы знаем теперь и которые продаются всем желающим, а не только армии.
Герой же этой статьи, недавно представленные Marathon Navigator SSNAV-D, в целом довольно сильно напоминают своего давнего предка, однако выполнены на более высоком технологическом уровне, в том что касается используемых материалов и механизма.
Матовый стальной корпус новинки имеет слегка отличающиеся от исторических габариты. Диаметр составляет 41 мм, расстояние от ушка к ушку 48 мм, ширина между дужками с прямой проушиной — 20 мм, толщина 11 мм. Стекло – 3-миллиметровый плоский сапфир. Двунаправленный безель (72 щелчка) имеет черную вставку с выгравированной 12-часовой шкалой. Заводная головка завинчиваемая, водонепроницаемость — 100 метров.
Черный матовый циферблат получил типичную «армейскую» разметку с арабскими часовыми индексами, продублированными 24-часовыми метками, так называемого «military time». Между индексами «4» и «5 часов» размещено окошко даты, которое своим белым фоном, на мой взгляд, вносит некоторый отвлекающий диссонанс.
На стрелках, метках и нулевой отметке на безеле, закреплены тритиевые колбы, о чем имеются предупреждающие значки на циферблате: Н3 и символ радиации.
На задней крышке с многочисленной маркировкой, присутствует лючок батарейного отсека. Часы оснащены кварцевым калибром ETA F06.412, с функциями HeavyDrive и PreciDrive. Технология HeavyDrive позволяет использовать «тяжелые» стрелки, с которыми не справляется большинство традиционных кварцевых механизмов, а также включает в себя систему коррекции положения стрелок, если они сместились из-за удара или серьезной вибрации. Не менее важной является технология PreciDrive, в основе которой лежит точность, и которая, благодаря термокомпенсации, составляет около 10 секунд в год. Имеется и индикация окончания срока службы батареи (EOL), составляющий от 68 до 94 месяцев, в зависимости от используемого типа батареи.
Marathon Navigator SSNAV-D (NSN 6645-01-698-4275) предлагаемые на более простом ремешке из «баллистического» нейлона стоят 800 долларов США. Цена модели комплектуемой нейлоновым «DEFSTAN» ремешком с металлической фурнитурой типа «NATO», — 830 долларов.
https://www.marathonwatch.com/
Прямо нравится, но нюанс — лет через 5-6 тритий будет уже не очень, через 10 совсем не очень. И что с ними делать? Это военным хорошо, за них Дядя Сэм платит. Впрочем, если разделить 800 долларов на 10 лет, это 80 долларов в год — ерунда.
Не очень они будут через 12,5 лет, а полностью менять — через 25 лет. Но много ли спортивных/милитари часов живет так долго? Да большинству часов за это время нужно менять механизм/стекло/люминофор. Так что это усе ерунда — берите тритий и радуйтесь. И тритиевые трубки так же точно можно менять.
Это вы теоретик, что смотрит на период полураспада, или сравнивали на практике?
А то люди рассказывают, что из практики 5-6 лет уже не очень.
Не читайте форумы… там могут взять старые часы залежалые и их српвнивать. У меня 3-е часов с тритием: Болл, Марафон и Арморлайт. Боллам 10 лет, светят отлично. Арморлайт вообще с Т100, светит как хваленая суперлюминова.
Ха, с одной стороны, так. С другой — я вот одни часы в основном таскаю уже 14 лет.
Ходил в магазин сравнить свой тритий 7лет с новым в таких же часах. Пошли с хозяином магазина в кладовку, выключили свет- мой тритий совсем не очень. Цена новых часов- ещё более не очень.