Islandus Dakota C-117 – счастливая жертва авиакатастрофы
Часовая марка JS Watch Company из Рейкьявика была основана в 2005 году в Исландии группой энтузиастов часового дела. Это были: часовщик и технический директор Сигурдур Гилбертссон (Sigurdur Gilbertsson), директор по развитию, а по совместительству пилот — Юлиус Хейдарссон (Julius Heidarsson), директор по дизайну и маркетингу Гримкелл Сигурторссон (Grimkell Sigurthorsson) и часовой мастер с 45-летним стажем Гилберт О. Гуджонссон (Gilbert O. Gudjonsson).
Часы JS Watch разрабатываются и собираются вручную в исландской мастерской бренда. Утверждается, что используются исключительно швейцарские механизмы, а также детали и компоненты европейского производства. Ограниченный объём производства придает каждой модели индивидуальный характер и создает ощущение некоей эксклюзивности. Не удивительно, что марка быстро обратила на себя внимание любителей часов и коллекционеров.
Для рекламы часов служат не только занятные, с толикой юмора, фото, но и привлечённые знаменитости — Далай Лама, Квентин Тарантино, Вигго Мортенсен, Том Круз и многие другие. Кроме того, JS Watch всячески стараются популяризировать собственную страну. Некую частичку местной истории несёт и их недавняя коллекция Islandus Dakota C-117.
Одной из главных достопримечательность пустоши Сольхеймасандур (Sólheimasandur), служит остов американского транспортного самолета Douglas Dakota C-117. Он потерпел здесь крушение в ноябре 1973 года. Навсегда застрявший посреди чёрной пустыни транспортник привлекает любителей фантастических пейзажей, туристов и профессиональных фотографов.
Самолет с бортовым номером 17171 был военной модификацией DC-3. Выпущенный в 1944 как Douglas R4D-5 (серийный номер 12554), в ноябре 1951 был модернизирован в Douglas R4D-8 (серийный номер 43309), а 18 сентября 1962 модель получила трехзначную кодификацию C-117D. Отличался от DC-3 большей на 99 см длиной фюзеляжа и более мощными двигателями. В результате смещения центра масс, модель получила модифицированные крыло и хвостовое оперение.
Самолёт возвращался на базу в Кеблавик (Keflavík) из Хебна (Höfn) после доставки оборудования на радиостанцию США в Стокснес (Stokksnes). На борту воздушного судна находилось 7 человек во главе с капитаном Джеймсом Викке и вторым пилотом — 26-летним Грегори Флетчером, который имел всего 21 час налёта и всё еще проходил обучение на самолете данного типа.
21 ноября 1973 года Douglas попал в шторм, температура воздуха понизилась до -10 ° C, был густой туман, сильный ветер и мокрый снег. Ситуацию усугубляли проблемы с двигателями. Когда ветер поднялся до скорости 96 км/ч, карбюратор начал захватывать лед, что привело к остановке двигателей. По другой версии, причиной остановки двигателей стало прекращение подачи топлива в результате случайного переключения тумблера на пустые баки пилотами.
После внезапного отказа двигателей и потери высоты капитан решил отправить по радио сигнал бедствия и передал управление второму пилоту. Самолёт летел в сторону горного массива, и Флетчер принял решение направить машину к берегу, оценив вероятность выживания экипажа при приводнении выше, чем при столкновении с горами. Когда Douglas оказался ниже плотных облаков, стало видно, что снизу находится замерзший пляж. Таким образом они сели на ледник над рекой, а остановить машину удалось только за 6 метров от береговой линии. Лед проломился, но самолет не утонул. Все члены экипажа и пассажиры остались невредимыми.
Экипаж поспешил покинуть самолет, так как баки с горючим оказались повреждённы. С собой взяли только аптечку и старую переносную радиостанцию. Сигнал бедствия, посланный капитаном, был принят Lockheed C-130 «Геркулес», следовавший из Европы в Кеблавик. «Геркулес» передал сигнал на базу, и за считанные часы была организована спасательная операция. С базы на поиски были направлены реактивные самолеты «Фантом» и 2 вертолета, которые вскоре и забрали пострадавших.
Флетчер получил медаль за удачное приземление и спасение экипажа. ВМС США объявили о катастрофе 24 ноября, хотя по свидетельствам очевидцев и согласно статьи в местной газете, катастрофа произошла 21 ноября 1973 года.
Восстановление самолёта было признано нецелесообразным. Лишь через год к равнине, на которой находился ледник с местом катастрофы, был проложен мост через реку и протянута дорога. До этого она была практически недостижимой. ВМС США сняли с машины все, что имело хоть какую-то ценность, оставив лишь корпус. Местный фермер, которому принадлежала пустошь, приспособил его под временный склад. Охотники же использовали его в качестве мишени для оттачивания навыков стрельбы, изрешетив корпус дырками от пуль.
Нынче обломки являются популярной туристической достопримечательностью, на этом месте снимали видеоклипы различные поп-группы и певцы, изображения Douglas Dakota C-117 появлялись на обложках музыкальных альбомов.
Islandus Dakota C-117 созданные в честь этих памятных обломков, как и большинство современных пилотов, позаимствовали свой облик у немецких Beobachtungsuhren времён Второй мировой войны. Впрочем, изначальный дизайн несколько переработан, представляя собой современное видение на авиационную классику.
Коллекция, по сути, состоит из двух версий часов, кардинально отличающихся цветом циферблата. Дополнительная пара вариантов получилась путём замены кожаного ремешка на миланский браслет.
Диаметр полированного стального корпуса составляет 44 мм, толщина, включая выпуклое сапфировое стекло с внутренним антибликом – 11,5 мм, ширина между дужками 22 мм, водозащита 5 атм.
Чёрный или серебристо-белый циферблат модели, имеет мелкозернистую текстуру. Он демонстрирует модифицированную схему разметки Baumuster Type A, с арабскими часовыми индексами и «навигационным» треугольником с точками на «12» часов. Также наличествует и минутная разметка, четвертные индексы которой выделены красным цветом.
В положении на «6 часов» расположена апертура даты, чуть ниже её находится изображение звезды в круге — опознавательный знак ВВС США, введённый 6 мая 1942 года, и получивший боковые горизонтальные полосы (крылья) – 31 июля 1943 года. У героя этой статьи Douglas Dakota C-117, была эмблема образца 1947 года.
Часовые метки и стрелки покрыты люминесцирующим составом Super-LumiNova, разного цвета для двух версий часов.
Фотографий задней крышки производитель не приводит, но утверждается, что в ней имеется сапфировое окошко, сквозь которое можно рассмотреть кастомизированный ротор механизма Soprod A10-2 (M100). Калибр с 25 камнями, балансовой частотой 28800 пк/ч и запасом хода 42 часа, отрегулирован в пяти позициях как хронометр.
Цена JS Watch Co. Islandus Dakota C-117 на официальном сайте составляет 2631 доллар США за версию на кожаном ремешке, или 2845 долларов за вариант, поставляемый на миланском браслете.
Константин М.
В стране с населением 300 тысяч человек делают лучше часы, чем в России, где 150 млн или Штатах, где 330 млн) а если серьёзно, JS отличные часы делают. Видел в Far East Plaza в Сингапуре в далёком уже 2014м, оставили очень приятное впечатление. Пожалуй, дадут фору тем же Лонжинам или Орисам по качеству изготовления.
Ограниченный тираж производителя, все же, корректнее сравнивать на с Востоками и Ракетами сделанными в России, а например с Чайкиным. И вот тут уже можно порассуждать, лучше ли?
Справедливо) я приравнял JS к массовым. Если брать суперэкслюзивные haute horlogerie часы, то тут есть Чайкин, Keaton Myrick, которым JS не конкурент.
И чем же они лучше?
Лучшее часы делают в Одессе на Малой Арнаутской улице.
Если я не чего не путаю, то у Навального, возможно по моему были такие часы, хотя могу и ошибаться.
на тёмном цифере стрелки чёрные, на светлом белые, наполнители только и помогают определится … это ли не бред?
Очень интересные и самобытные часы делают эти исландцы. Давно за ними слежу.Но вот оправдана ли цена, соответствует качеству, или проще лонджины условные купить?
Они лучше, чем Лонжины. Да их даже нельзя сравнивать — бутиковые часы от небольшой команды мастеров и гигантский суббренд Свотч Группы.
Так вот мне как человеку, недавно начавшего интересоваться вопросом, любопытно, за что мы платим в данном случае? За уникальность и ручной труд? Или там и механизм и отделка лучше условных лонджин?
Ручной труд вложенный в корпус и цифер. Реально хорошая отделка, сравнимая скорее с Frederique Constant или Zenith какими, повыше чем Longines. Ручная настройка мехов. Механизмы по отделке сравнимы, хотя и тут я бы лично Soprod предпочел. На стороне JS ещё редкость, в нашем хобби это не последнее)
Позапрошлым летом гуляя по Рейкьявику зашел в их магазинчик (он же мастерская). За прилавком стоял сам Гилберт 🙂 Чрезвычайно общительный дядька. Часы отличные, стоят недешево, да только в Исландии все так 😉 Может быть и жалею, что ничего не прикупил