Военные хронографы французских пилотов: Type 20 и Type 21
Здравствуйте, дорогие читатели. Пилотские хронографы — одни из самых привлекательных часов. К ним весьма неравнодушны как простые любители часов, так и серьезные коллекционеры. Особенный интерес вызывают винтажные военные хроны.
Вначале 1950-х министерство обороны Франции решило, что войскам необходим новый хронограф. Основным требованием являлось наличие функции Flyback, которая бы позволяла мгновенно остановить, сбросить и перезагрузить хронограф однократным нажатием кнопки. Также спецификации в себя включали: отклонение суточного хода не должно было превышать 8 секунд, запас хода не менее 35 часов и цикл операций старт-стоп-сброс хронограф должен производить без проблем и задержек 300 раз. Данные часы получили обозначение Type 20. Спустя некоторый период эксплуатации часы получили более дешевые и простые в обслуживании механизмы, и после этого они получили название Type 21. И хотя сейчас принято писать тип этих часов римскими цифрами, то военные предпочитали понятные всем и не вызывающие разночтений арабские. Производить данный тип хронографов стали такие часовые компании: Breguet и Vixa (1950), Boullier и Auricoste (1954), а также Dodane и Airain (1960).Эти хронографы выдавались пилотам и летному персоналу ВВС Франции (Armée de l’Air), Национальному военно-морскому флоту (Marine Nationale) и французскому летно-испытательному центру CEV (Centre D’Essai en Vol).
Эти часы участвовали в боевых действиях во Французском Индокитае. Также они поставлялись ВВС Марокко и Аргентины.
Часы, принадлежавшие французским вооруженным силам, проходили обслуживание каждый год. После репассажа на заднюю крышку наносились буквы «FG» обозначавшие конец гарантии (Fin de Garantie), а также дата обслуживания. Эта процедура производилась на предприятии Dodane в городе Безансон (Besançon) или в часовой мастерской Pechoin в Париже, у которой был контракт с ВВС на обслуживание авиационных часов. В последнем случае дополнительно на заднюю крышку наносилась гравировка буквы «P».
Все Type 20 и Type 21 часы имеют определенные общие черты. Две кнопки хронографа, черный циферблат и покрытые светомассой арабские цифры и стрелки. Также имелся свободно вращающийся в обе стороны безель. Диаметр корпуса был 38мм и толщина 14мм. Однако было немало различий среди моделей, обусловленных разными производителями, механизмами и годом выпуска. Имелись хронографы как с двумя, так и с тремя регистрами, безель мог иметь как минутную, так и часовую разметку, и даже просто одиночную метку. Рассмотрим несколько моделей от разных производителей.
Auricoste
Одним из производителей хронографов для пилотов была компания Auricoste, специализирующаяся на морских хронометрах, спортивных хронометрах и наручных часах. Auricoste была основана в 1854 году часовщиком, который как раз создавал морские хронометры, по имени Эмиль Томас (Emile Thomas). В 1889 году Томаса сменил Joseph Auricoste, и в 1900 году часы Auricoste были удостоен золотой медали на Парижской Всемирной выставке. И сегодня Auricoste поставляет часы и хронометры для морского флота, а штаб-квартира в компании находится в Париже.
Auricoste поставили по контракту во французских войска, между августом 1954 года и мартом 1955, в общей сложности около 2000 штук Type 20 хронографов. Часы от Auricoste использовали механизмы Lemania, которые были промаркированы «Auricoste».
Позже в небольших количествах были созданы еще две модели: часы для Марокканских и Аргентинских военно-воздушных сил, и часы для гражданского рынка с тахиметрической шкалой. Эти более поздние модели были исполнены уже в стальном корпусе с завинчивающейся крышкой и выпускались до 1961 года.
Аргентинские пилоты, которые прошли обучение и тренировки во Франции, носили эти часы во время Фолклендской войны с Великобританией.
Breguet
Конечно же, Breguet Type 20 являются наиболее известными и самыми ценными для коллекционеров французскими военными хронографами. Компания Breguet имеет долгую историю, связанную с авиацией благодаря Луи Шарлю Бреге (Louis Charles Breguet) одному из пионеров воздухоплавания. Луи Бреге создал свой первый самолет в 1909 году, а во время второй мировой войны его компания, Société d’Aviation Louis Breguet, производит около 5500 Breguet XIV (Br-14) самолетов для сил союзников. Параллельно с достижениями в авиации компания Breguet наладила выпуск аэронавигационных приборов и авиационных хронографов.
Хронограф Breguet Type 20 выпускался в небольших количествах до тех пор, пока получил официальное одобрение французского Министерства обороны 1950 году. С 1954 года правительством Франции было поручено Breguet снабжение часами Type 20 ВВС, ВМС и CEV. Эти часы имели стальной корпус и завинчивающуюся стальную крышку.
Стандартная модель для ВВС Франции имела 30-минутный счетчик в апертуре на 3 часах и использовала механизм Valjoux 22 cal. с функцией flyback. (Этот механизм еще называли Valjoux 222.) Калибр Valjoux 22 был впервые выпущен в 1914 году и был одним из первых механизмов хронографов, предназначенных для наручных часов. Выпущено примерно 2000 экземпляров этой модели. На задней крышке была гравировка «BREGUET TYPE 20 5101/54», цифры означали серийный номер и год.
Французский флот заказал версии с 15-минутным счетчиками для их морских пилотов. Гравировка имела такой вид «BREGUET TYPE 20 MARINE NATIONALE ONE AERONAUTIQUE NAVALE». Часы имели антимагнитную защиту.
Французский летно-испытательный центр CEV заказал 500 часов с двумя регистрами и пятьдесят с 3 регистрами. Они имели гравировку «CEV» и серийный номер. Наиболее многочисленная CEV версия была с 15-минутным счетчиком и безелем с часовыми метками.
Какое-то количество пилотов приобретало лично для себя Breguet Type 20 на гражданском рынке.
Компания Breguet пыталась выиграть новые контракты с армией в 1970 году, но их цены оказались слишком высокими. Второе поколение гражданских моделей выпускалось в 1970-х и 1980-х годах, и они имели более тяжелый, полированный стальной корпус.
И сейчас эта марка выпускает наследников своей знаковой модели. Недавно на сайте была заметка о новейших Breguet Type XXI 3817.
Dodane
Часовая компания Dodane была основана в 1857 в Безансоне Alphonse Dodane. Компания длительное время специализировалась в производстве авиационных хронометров. Являлась поставщиком армии США и т.н. Сигнального корпуса (Signal Corps) после окончания Первой Мировой войны. Помимо производства часов для французских вооруженных сил, Dodane была ключевым предприятием занимавшимся обслуживанием и ремонтом хронографов Type 20 и Type 21.
Dodane выпускали Type 20/21 хронографы в промежутке между 1960 и 1980 годами. Небольшая серия была выпущена для нужд НАТО в 1970 году. Всего было собрано 5000 штук. Dodane использовали различные механизмы в разное время. Они начали с их собственного калибра, затем переключился на сторонние механизмы, включая калибр Valjoux 22 (cal. 222) и позднее калибр Valjoux 720 для Type 21. Часы имели полностью стальной корпус, были водонепроницаемы и имели антимагнитную защиту.
Большинство из хронографов, выпущенные Dodane, имели два счетчика. Часы даже могли иметь совершенно разную маркировку на циферблате: Dodane, Airain, Chronograph Militaire, и Chronofix.
Около 50 штук часов с тремя регистрами были созданы для французских вертолетчиков. На сегодня эти часы найти труднее, чем 3-х регистровые Breguet, которых также было сделаны 50 штук, поскольку это был официальный заказ пробной версии.
Также часть часов была передана Марокко.
Vixa
Компания «Vixa» была названа в честь покойного президента Timex Watches France. Timex имел фабрику в городе Безансон (Besançon) до 1960 года. Vixa Type 20 начали выпускаться в 50-х годах с использованием корпусов и механизмов от Hanhart. Для армии было поставлено около 4000-5000 штук часов.
После Второй Мировой войны завод Hanhart оказался на территории Французской зоны оккупации Германии, поэтому Hanhart производит хронографы под названием Vixa для французских вооруженных сил. Эти поставки были частью репарационных платежей Германии Франции.
Vixa Type 20 имеют рифленый безель, характерный для немецких авиационных хронов, а также надпись «Antimagnetic» на циферблате. Размер корпуса несколько больше, чем у других Type 20, и составляет 39мм. Часы для ВВС Франции имели гравировку «5100 54» и соответствующие серийные номера. Хронографы были почти копией часов Hanhart (что не удивительно), выпущеных для послевоенных Германских федеральных ВВС. Использовался довольно крупный механизм 16» с 17 камнями Hanhart cal. 4054. На механизме имелась только маркировка «Германия», не «Ханхарт» или «Vixa». Vixa были единственными хронографами Type 20/21 которые имели немецкий механизм.
Сегодня Type 20/21 хронографы во французских вооруженных силах больше не используются. Была попытка перейти на новый стандарт в начале 1970-х. В 1973 году часовая мастерская Pechoin создает несколько прототипов с использованием механизмов Valjoux, некоторые были маркированы Type 21, некоторые Type 22, но они так и не были официально приняты. С того времени были протестированы хронографы от многих производителей и выполнены небольшие закупки. Одно время французскими ВВС приобретались кварцевые хронографы Yema, для военно-морских летчиков были выбраны Breitling. Большое количество армейских подразделений после экспериментов остановились на Casio G-Shock. Но все эти часы были доступны в свободной продаже. Время, когда часы были Специальным военным инструментом, доступным лишь избранным, постепенно уходит в прошлое.
Автор — Damarkos (Константин М.)
Спасибо за статью .
Отличный материал! Спасибо
Все часы прекрасны. Спасибо за статью.
Уведомление: Обзор Citizen BL5257-03L |
Отличная статья!