Forstner Pilot Ref. F-6B/346. Современная интерпретация пилотских часов Mark 11 от создателя браслетов для них
Как уже многие знают, в начале Второй мировой войны Министерством обороны Великобритании (MoD), был создан набор спецификаций в соответствии с требованиями Wrist Watch Waterproof (сокращенно W.W.W.) для часов, которые должны были выдаваться военнослужащим. Поставщиками стали 12 часовых компаний, благодаря чему (а также используемой для маркеров и стрелок радиевой краски), часы получили обобщенное прозвище «Dirty Dozen». И хотя часы, выпущенные в рамках «Грязной дюжины», были одобрены для использования пилотами, их относительно низкий уровень точности был признан не слишком подходящим для авиации. По окончании войны, в 1948 году Министерство обороны приняло решение о разработке нового стандарта пилотских и штурманских часов, известных как Mark 11.
В документе “The Vocabulary of Royal Airforce Equipment: AP1086, Book 7, Section 6B”, Mark 11 получили код 6B/234 и обозначены как «высокоточные часы, подходящие для целей астронавигации». В спецификациях были указаны следующие требования:
1) Циферблат матового черного цвета должен был размечен арабскими цифрами от 1 до 12» и иметь минутную маркировку белым цветом, за исключением четырех основных индексов, покрытых люминесцирующим составом;
2) Высококачественный 12-линейный швейцарский механизм с 36-часовым запасом хода и суточной точностью не превышающей -4/+4 секунд. Он также должен быть оснащен балансом Glucydur, спиралью Nivarox, центральной секундной стрелкой и функцией стоп-секунды (хака) для синхронизации;
3) Корпус водонепроницаемый до 20 футов;
4) Магнитное экранирование посредством «клетки Фарадея»;
5) Акриловое стекло, должно иметь усиленное крепление, чтобы предотвратить его выпадение при перепадах давления;
6) Часы могут быть оснащены браслетом Bonklip из нержавеющей стали с идентификационным номером 6B/2763. (Этот последний пункт в рамках данной статьи стоит выделить отдельно, в виду того, что их разработала и производила с конца 30-х годов компания Forstner).
Все часы должны были пройти строгие эксплуатационные испытания в Королевской Гринвичской обсерватории в Херстмонсо, где они регулировались в пяти позициях, в нескольких температурных режимах, и протестированы в течение двухнедельного периода. Для поддержания эксплуатационных характеристик, часы должны были проходить повторную проверку и обслуживание ежегодно, независимо от того, когда они были выпущены.
Контракт, при посредничестве Goldsmiths & Silversmiths Co., Ltd, был заключен с IWC и Jaeger-LeCoultre, которые смогли полностью уложиться в требуемые характеристики. Прототипы от Longines, не удовлетворили Министерство обороны Великобритании. Стоит отметить, что уже в начале процесса производства, Mark 11 претерпели некоторые заметные конструктивные изменения. Цифра «12» была заменена на треугольник, а часовая стрелка, укорочена и получила «обрубленный» наконечник, для улучшения восприятия и разборчивости показаний часов в сложных условиях. Кроме того, это несколько упрощало их использование совместно с секстантом для навигационных целей.
Выпущенные в 1949 году, Mk. 11 поставлялись RAF, FAA (Fleet Air Arm), RAAF (Королевские ВВС Австралии), RNZAF (Королевские ВВС Новой Зеландии) и ряду других подразделений. Учитывая строгие требования, версии обоих производителей были очень похожи по конструкции и внешнему виду. Они имели корпуса из нержавеющей стали: 35,3 мм у JLC и 35,98 мм у IWC. Каждый экземпляр маркировался наконечником стрелы (Broad Arrow) на циферблате, корпусе и механизме, означающим принадлежность военной собственности. На задней крышке в обязательном порядке наличествовал штамп 6B/346, указан серийный номер и год заказа партии. Часы имели достаточно длинные ушки и фиксированные стержни для стального браслета, от которого со временем решили отказаться в пользу более дешевого и практичного нейлонового ремешка NATO (6B/2617). В 60-х радиевую краску на циферблатах заменили на тритий и над цифрой «6» появилось соответствующее обозначение.
Часы IWC были оснащены знаменитым калибром 89, который считался одним из самых надежных трехстрелочных механизмов, обладавший для защиты от ударов системой Incabloc. В тоже время, хронометрический JLC Cal. 488/SBr, такой защиты не имел, и был весьма чувствителен к вибрациям и ударам, что, в конце концов, и привело к прекращению закупок Министерством обороны и снятия с производства Mark 11 от Jaeger-LeCoultre в 1953 году.
Считается, что для RAF (а позже и для RAAF) было изготовлено около 2950 единиц JLC Mk. 11, и все они были списаны в начале 60-х годов. IWC стала единственным поставщиком часов этого типа, и с 1949 года компания изготовила их около 8000 единиц, которые были окончательно выведены из эксплуатации в 1981 году.
Кроме непосредственно IWC (и с недавних пор китайских товарищей), Mark 11 относительно нечасто служат источником вдохновения для современных производителей часов. Упомянутая компания Forstner, основана Уильямом Форстнером почти столетие назад в Нью-Джерси, которая некогда и создала браслет Bonklip, устанавливавшийся на данные часы, недавно представила собственную интерпретацию знаменитых британских «пилотов», под названием Forstner Pilot Ref. F-6B/346.
Производитель предлагает две версии часов, одна из которых, с черным циферблатом, является почти полной копией исторических Mark 11, а вторая получила белый циферблат, сочетающийся с кремово-оранжевыми индексами с тонким черным контуром.
В обоих случаях, диаметр стального корпуса составляет 36 мм, расстояние от ушка к ушку 46 мм, ширина между дужками 18 мм, а толщина 12,6 мм, включая выпуклое, куполообразной формы сапфировое стекло. Большого диаметра заводная головка не завинчиваемая, водонепроницаемость 100 метров.
Циферблат имеет мелкозернистую, матовую поверхность, над которой слегка возвышаются объёмные метки и индексы. Окошко даты отсутствует. Часовая стрелка имеет характерный «обрезанный» кончик.
Схема разметки в целом соответствует таковой у Mark 11, за исключением отсутствующей армейской маркировки в виде наконечника стрелы, и вместо буквы «Т» в круге, над индексом «6 часов», нанесена латинская «L» указывающая на использование в качестве светомассы Люминовы (Super-LumiNova), а не трития.
У черной версии люминесцентное покрытие выполнено в точности как и у оригинальных часов — кроме стрелок присутствует только на четырех метках.
Завинчивающаяся задняя крышка имеет лаконичную гравировку, стилизованную под британскую военную маркировку. Часы оснащены механизмом с ручным заводом Sellita SW210-1 (Elaboré), который имеет 19 камней, частоту 28800 пк/ч и запас хода 42 часа.
Forstner Pilot Ref. F-6B/346, что логично комплектуются стальным Bonklip браслетом (MOD Ref 6b/2763), цена часов составляет 850 долларов США.