Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Здравствуйте, уважаемые читатели. Когда итальянские подводные диверсанты при помощи своих SLC (Siluro a lenta corsa — тихоходная торпеда), после множества неудачных попыток все же смогли нанести британскому флоту несколько весьма чувствительных уколов, Уинстон Черчилль решил обратить пристальное внимание на формирование подразделения людей-торпед. Конечно же, в то время наибольшую жатву собирали подводные лодки, и сравнится с ними, диверсанты, оседлавшие торпеды SLC, прозванные ими Maiale (поросенок) не могли. Но вот в защищенные бухты, субмаринам был вход заказан: мины, противолодочные заградительные сети делали проникновение туда для них почти невозможным. А вот человекоуправляемая торпеда могла относительно легко преодолеть все эти преграды, что и было доказано в 1941 году итальянцами во время операций в гавани Гибралтара и порту Александрия.  Директива Черчилля, предписывающая создание собственных боевых пловцов и аналогов итальянских торпед несла на себе красный листок с пометкой «Action this Day!», которая означала необходимость выполнения в крайне быстрые сроки. Главной целью Королевского военно-морского флота (Royal Navy), должны были стать германские защищенные порты, в которых базировались надводные корабли, угрожавшие конвоям в Северной Атлантике. Одним из самых известных применений британских боевых пловцов стала охота на «Тирпиц».

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Первая попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» — (Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком, состоялась  30—31 октября 1942 и окончилась неудачей. Вторая состоялась в сентябре 1943 года. Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Х». Мини-лодки большую часть пути шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок смогли атаковать «Тирпиц» только три: X5, X6  и X7. Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до срабатывания мин. И хотя линкор остался на плаву, взрыв нанёс ему серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно снизилась. За успешное выполнение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.

Но вернемся к часам. С самого создания отряда «людей-торпед» стало понятно, что им необходимы часы, способные функционировать как в воде, так и на суше продолжительное время. В то время флот таковых не имел. Но у Англии уже был почти вековой опыт создания часов для неблагоприятных условий. Это были часы, изготовляемые для Королевского географического общества (Royal Geographical Society). Данные карманные часы имели весьма приличную защищенность. RGS Explorer’s watch имели специальную защитную завинчивающуюся крышку над заводной головкой, которая крепилась от случайной потери на цепочке. Также имелась дополнительная задняя крышка на резьбе. В часах стояли специальные прокладки из промасленной кожи, которые отлично защищали часы от воды, если их регулярно смазывали.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Корпуса для этих часов на то время выпускали два производителя из Лондона: Philip Woodman & sons (в часовом бизнесе с 1821 года) и Albert Thomas Oliver (часовщик в 5 поколении). Так как Philip Woodman во время войны приостановил свою деятельность, то именно Oliver-у ВМФ Великобритании поручил разработку дизайна новых водонепроницаемых часов. Часы были созданы очень быстро. Теперь, в духе нового времени, вместо пропитанной кожи, использовались резиновые прокладки, установленные в специальные проточенные пазы. Верхняя крышка, которая удерживала стекло, и нижняя, защищавшая механизм, были на резьбе и завинчивались специальным ключом.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Однако в часы в духе «старой школы» были сделаны вручную, имели неравномерные допуски, до «кондиции» буквально дорабатывались напильником и поэтому части часов не взаимозаменяемы. Каждая деталь корпуса имела индивидуальную маркировку, чтобы не перепутать при сборке. Заводную головку часы унаследовали почти без изменений у своего предка  RGS Explorer’s watch. Внутри были несколько резиновых прокладок, а также и на защитной крышке, которая снабжена цепочкой во избежание потери.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Корпус был изготовлен из серебра (92.5% silver), для защиты от коррозии в морской воде и плюс с ним было легко работать. Двухмиллиметровые дужки изготовлены, как и у Radiomir, впаяны в корпус, ремешок шириной 24мм пришивался прямо к ним. Механизм в часах от Longines, это надежный cal 12.68N, который также использовался и в часах COSD для британских десантников. Благодаря нему отображались часы, минуты и секунды.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

На циферблате используется 12-3-6-9 разметка. И стрелки и метки на циферблате были покрыты радием.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Часы имели внушительный размер: 51 мм в диаметре и 17 мм толщиной.

На задней крышке имелась маркировка в виде двух больших букв «H» и «S», которые являлись сокращением от «Hydrographic Survey». Это означало, что эти часы приобрел департамент Адмиралтейства, ответственный за картографию, и навигационное оборудование. Между буквами находится непременная стрелка «broad arrow», указывающая на принадлежность часов Короне. Подробнее https://getat.ru/british-military-watches/ . Ниже был расположен индивидуальный номер конкретного образца.

Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

Всего было сделано не более 50 часов. Примерно по количеству британских людей-лягушек (Frogman), как называли тогда подводных диверсантов. Если посчитать, что из двух десятков управляемых людьми торпед «Колесница» потеряно в бою вместе с экипажем почти половина, то понятно, что до наших дней дожило очень мало часов. За последние годы на аукционах всплыло лишь четыре экземпляра. В целом это был очень хороший представитель специальных часов для боевых водолазов, хотя, конечно, менее элегантный, чем его современник Radiomir.

Автор — Damarkos (Константин М.)

One thought on “Часы британских боевых пловцов времен Второй мировой войны

  • Спасибо, Константин. Как всегда очень интересно.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *